» »

Плавание для детей: польза, правила, упражнения. Обучение плаванию, упражнения, техника плавания Как выглядит упражнение медуза в воде

04.10.2023

Предлагаем Вам серию упражнений в воде, которые очень понравятся детям, да и для здоровья крайне полезны. Напоминаем, что ребенок в воде должен находиться только под бдительным контролем взрослых, умеющих хорошо плавать и отлично владеющих спасательными навыками.

Плавание для детей в Казани

Упражнение «Поплавок»

Стоя в дне бассейна, ребенок делает глубокий вдох. Обращаем ваше внимание на то, что легкие должны максимально наполниться воздухом для правильного выполнения упражнения. Поджимаем подбородок к груди, теперь лицо находится в воде. Поднимаем одну ногу и прижимаем ее к груди, обхватив при этом ногу руками. Затем также поднимаем вторую ногу. Прижав обе ноги и голову к груди (положение группировки), ребенок всплывает на поверхность воды округлой спиной вверх. Если легкие не достаточно заполнены воздухом, то ребенок не сможет всплыть. Может случиться так, что после поднятия обеих ног тело ребенка сначала опустится вниз, но максимум через 1-2 секунды всплывет. Находимся в положении «поплавок» от 5 до 10 секунд, затем опускаем ноги и встаем на дно бассейна. Выдыхать в воду нельзя, если ребенок выдыхает в воду, тело пойдет ко дну.

Упражнение «Медуза»

Из положения «Поплавок» переходим в положение «Медуза». После глубокого вдоха, группировки ног и головы, находясь в положении округлой спиной вверх, выпрямляем руки и ноги в расслабленном состоянии. Голова находится в воде и опущена вниз, руки и ноги как щупальца медузы – расслаблены. Ребенок задерживается в таком положении столько времени, сколько сможет.

Упражнение «Морская звезда»

Следующее упражнение «Морская звезда» также выполняется с максимально заполненными воздухом легкими. Глубокий вдох, задержка дыхания, наклон вперед таким образом, чтобы живот и плечи легли на воду. Голова при этом находится в воде, руки в стороны. Затем отрываем одну ногу от дна, следом плавно поднимаем вторую. Ноги, как и руки, должны быть разведены в стороны. Находимся в таком положении с 5 секунд и постепенно увеличиваем время до 15 секунд. В положении «Морская звезда» нужно обязательно открывать глаза под водой.

Восстанавливаем дыхание

После выполнения ряда упражнений необходимо восстановление дыхания. Держась за бортик бассейна, выполняем до 10 выдохов в воду подряд. Таким образом происходит восстановление дыхания.

Еще одно упражнение для тренировки координации в воде . Это упражнение следует выполнять только в чистой и прозрачной воде. Для выполнения нужно двое детей. Дети встают друг напротив друга. Один ребенок, сделав вдох, опускается в воду и открывает в воде глаза, другой ребенок в это время показывает произвольное количество пальцев на руке. Поднявшись из воды, первый ребенок называет количество увиденных под водой пальцев. Затем дети меняются ролями.

Далее попробуем ребенка отводить от края бассейна и вселим уверенности при нахождении ребенка в воде без опоры. Держим ребенка за руки и отходим от бортика к противоположной стороне бассейна. После каждого совершенного шага ребенок делает вдох и погружается в воду, затем, поднимаясь из воды, выдыхает воздух и совершает следующий шаг. Задерживаться под водой не нужно, глаза во время упражнения всегда открыты. Таким образом проходим весь бассейн. Если ребенок чувствует себя уверенно, можно отпустить руки и попробовать не держать его.

Упражнение «Лодочки»

Так же выполняется в бассейне от одного края до противоположного. Ребенок идет по дну бассейна, одновременно совершая гребки руками как веслами.

Надеемся, что все предложенные упражнения понравятся Вам и вашим деткам. Успехов в тренировках и крепкого здоровья!

Лена Рахимова

Упражнения на релаксацию необходимо знать и применять на практике для того, чтобы управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у них возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Поэтому педагог должен помочь детям.

Для управления процессами возбуждения необходимо научить детей расслаблять мышцы. Также необходимо учить их чувствовать напряжение, снимать его, расслабляя определенные группы мышц. Упражнения на мышечное расслабление способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения, нормальной жизнедеятельности органов пищеварения и облегчают дыхание. Именно поэтому релаксационные упражнения очень важны, особенно в младшем школьном возрасте. Их можно проводить на любом уроке, на перемене в течение 3­5 минут.

Упражнение «Плывем в облаках»

Цель:

Педагог:

«Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь в каком­нибудь прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх, на облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно.

Во время вдоха вы начинаете легко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше, на самую верхушку облака, и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака.

Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам не хочется шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли… Наконец, вы оказались на земле, а ваше облако вернулось на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день».

Упражнение «Воздушные шарики»

Цель:

Педагог:

«Сядьте поудобнее, закройте глаза… Представьте, что вы – воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают, и вы становитесь очень легкими. Ваше тело становится легким и невесомым. И ручки легкие, и ножки легкие. Воздушные шарики поднимаются выше и выше.

Дует теплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик… Лететь очень приятно. Вам легко и спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок.

Но вот пришла пора возвращаться домой. Улыбнитесь этому ветерку. И вот вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза».

Упражнение «Черепаха»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, избавиться от общего напряжения.

Педагог:

«Упражнение делается лежа на парте. Представьте, что вы маленькие черепашки, которые лежат на желтом песочке или мягкой травке возле прозрачного ручейка, реки, озера или моря, где вам больше нравится. Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая.… Вдруг появилась холодная тучка и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь. Напрягите спину, слегка выгибая ее – это ваш панцирь. Напрягите шею, руки и ноги. Попытайтесь втянуть их под ваш панцирь.

Туча улетает! Опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась. Ее шея, ручки и ножки стали теплыми, мягкими и медленно появляются из­под панциря».

Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев»

Цель: избавиться от напряжения.

Педагог:

«Занимаем исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз, будто стряхиваем воду с пальцев».

Перед упражнениями полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

Упражнение «Морская звезда»

Цель: снять эмоциональное напряжение, стимулировать воображение.

Педагог:

«Закройте глаза и представьте место, где вы больше всего любите отдыхать. Там вы всегда хорошо и безопасно себя чувствуете. Представьте, что находитесь в этом месте и делаете то, что вам хочется».

В конце упражнения попросите детей открыть глаза, потянуться несколько раз и глубоко вдохнуть.

Упражнение «Медуза»

Цель:

Педагог:

«Сидя на стуле, совершайте плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде».

Упражнение лучше всего выполнять под спокойную музыку.

Упражнение «Деревянные и тряпичные куклы»

Цель: расслабиться.

Педагог:

«Движения помогают вам осознавать напряженное и ненапряженное состояние мышц тела. Поэтому сейчас мы будем изображать деревянных кукол. Напрягите мышцы ног, корпуса, слегка отведенных в стороны рук. Сделайте пару резких поворотов всего тела, сохраняя неподвижными шею, руки, плечи. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу.

А теперь будем подражать тряпичным куклам. Снимите напряжение в плечах и корпусе, пусть ваши руки теперь висят, будто тряпичные».

В таком положении дети быстрым, коротким толчком поворачивают тело то вправо, то влево. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса.

Упражнение «Лентяи»

Цель:

Педагог:

«Сегодня вы много занимались и играли. Наверное, вы устали. Я предлагаю немного полениться.

Сядьте поудобнее, закройте газа… Представьте, что вы – настоящие лентяи. Нежитесь на мягком­мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все тело. Вы отдыхаете, ленитесь, нежитесь, наслаждаетесь покоем. Отдыхают ваши руки, ноги и все тело…

Приятное тепло охватывает все тело. Вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойное. Руки, ноги и все тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет изнутри. Вы отдыхаете, вы нежитесь. Приятная лень разливается по всем телу.

Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счет «три» откройте глаза. Теперь вы чувствуете себя отдохнувшими. Вы чувствуете себя бодрее, не правда ли?»

Упражнение «Водопад»

Цель: снять эмоциональное напряжение, стимулировать воображение.

Педагог:

«Представьте, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно.

Но водопад наш необычен, вместо воды в нем падает мягкий белый свет. Представьте, что вы стоите под этим водопадом. Почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льется по лбу, затем по лицу, шее… Белый свет течет по вашим плечам, помогает им расслабиться…

Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя спокойно. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией».

Упражнение «Озорные щечки»

Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия.

Педагог:

«Наберите воздух, сильно надувая щеки. Задержите дыхание, медленно выдохните воздух, как бы задувая свечу. Расслабьте щеки. Затем сомкните губы трубочкой, вдохните воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабьте щеки и губы».

Повторите упражнение 5­6 раз.

Упражнение «Рот на замочке»

Цель:

Педагог:

«Сожмите губы так, чтобы их не было видно. Представьте, что вы как будто закрываете рот на замочек. Затем расслабьте их.

Теперь выполним упражнение еще раз, повторяя за мной: «У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы). Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав (4 – 5 с). Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю».

Упражнение «Любопытная Варвара»

Цель расслабиться, избавиться от чувства дискомфорта.

Педагог:

«Занимаем исходное положение: станьте, ноги – на ширине плеч, руки опущены, смотрите прямо перед собой. Поверните голову максимально влево, затем вправо. Сделайте вдох и выдох. Движение повторяем по два раза в каждую сторону. Затем возвращаемся в исходное положение, расслабляем мышцы. Давайте выполним упражнение еще раз, повторяя за мной: «Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. А потом опять вперед, тут немного отдохнет» .

Поднимаем голову вверх, смотрим на потолок как можно дольше. Затем возвращаемся в исходное положение, расслабляем мышцы. Выполним это движение еще раз, повторяя за мной: «А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! Возвращаемся обратно, расслабляемся приятно».

Медленно опускаем голову вниз, прижимаем подбородок к груди. Затем возвращаемся в исходное положение, расслабляем мышцы. Выполним упражнение еще раз, повторяя: «А теперь посмотрим вниз: мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно, расслабляемся приятно ».

Упражнение «Драгоценность»

Цель:

Педагог:

«Представьте, что вы держите в кулачках что­то очень ценное, дорогое для вас. А кто­то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче. Даже косточки заболели и кисти начинают дрожать…

Но вот обидчик ушел. Вы разжимаете кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… Отдохните…

Но вот кто­то снова хочет забрать то, что находится у вас в кулачке. Он не должен заметить, что там что­то есть! Крепко­крепко сожмите свою драгоценность. А теперь расслабьтесь, опасность позади. Вы снова сумели защитить свое сокровище!»

Упражнение «Дождь в лесу»

Цель: снять эмоциональное напряжение, стимулировать воображение.

Педагог:

«Станьте в круг друг за другом и представьте, что вы превращаетесь в лесные деревья. В лесу светит солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко­высоко тянутся своими веточками, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).

Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. А деревья крепко держатся корнями, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног).

Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые дождевые капли (дети кончиками пальцев касаются спины впереди сидящего товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами).

Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильного удара дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам друг друга).

Ура! Появилось солнышко! Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя. Они чувствуют себя бодрыми, свежими и радостными».

Упражнение «Птички»

Цель: снять эмоциональное напряжение, стимулировать воображение.

Педагог:

«Представьте, что вы маленькие птички. Вы летаете по душистому летнему лесу, вдыхаете его ароматы и любуетесь его красотой. Вы присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева.

Подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь.

Теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке. Вы отдыхаете и чувствуете себя прекрасно!

Отдохнувшие, полные сил и энергии, продолжаем работать».

Упражнение «Волшебный сон»

Цель: расслабиться, ощутить покой, приобрести способности управлять своими мыслями.

Педагог:

«Ложитесь на пол. Руки вдоль тела, глаза закрыты. Начинается игра «Волшебный сон». Но вы заснете не по настоящему, будете все чувствовать и слышать, но не будете разговаривать, двигаться и открывать глаза, пока не проснетесь. Внимательно слушайте и повторяйте мои слова про себя. Спокойно отдыхайте. Пусть каждому приснится хороший и добрый волшебный сон.

Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Дышим легко, ровно, глубоко. Наши руки отдыхают…Ноги тоже отдыхают… Отдыхают, засыпают… Отдыхают, засыпают… Шея не напряжена, а расслаблена… Губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется. Все чудесно расслабляется. Дышать легко, ровно, глубоко. Напряжение улетело и расслаблено все тело. Будто мы лежим на травке, на зеленой, мягкой травке. Греет солнышко сейчас. Ноги теплые у нас. Дышится легко, ровно, глубоко. Все мы теплые и вялые, и нисколько ни усталые. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Крепче кулаки сжимаем, их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Все! Открыть глаза и встать».

Упражнение «Полет бабочки»

Цель: снять эмоциональное напряжение, стимулировать воображение, расслабиться, ощутить покой, приобрести способности управлять своими мыслями.

Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты.

Педагог:

«Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Перед вами – великолепная бабочка, порхающая с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Они легки и грациозны.

Вообразите, что вы – бабочка. У вас красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.

Взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый яркий цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат этого цветка. Медленно и плавно садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… откройте глаза. Расскажите и своих ощущениях».

Упражнение «Отдых на море»

Цель: расслабиться, избавиться от чувства дискомфорта.

Педагог:

«Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, теплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости обхватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги.

Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».

Упражнение «Палуба»

Цель: снять мышечное напряжение, привести нервную систему и психику в состояние покоя.

Педагог:

«Представьте себя на корабле. Корабль качает. Чтобы не упасть, нужно широко расставить ноги, прижать их к полу, а руки сцепить за спиной.

Качнуло палубу! Перенесите массу тела на правую ногу, прижмите ее к полу. Ваша правая нога напряжена, а левая расслаблена, немного согнута в колене и носком касается пола. Выпрямитесь и расслабьте ноги.

Качнуло в другую сторону! Прижмите левую ногу к полу. Она напряжена, а правая, наоборот, расслаблена, чуть согнута в колене и касается пола носком. Выпрямитесь. Сделайте глубокий вдох и выдох».

Повторите упражнение несколько раз. Можно повторять следующее: «Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем».

Упражнение «Игра с песком»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, избавиться от напряжения.

Педагог:

«Представьте, что вы сидите на берегу моря. Вдохните и наберите в руки песок. Задерживая дыхание, сильно сожмите пальцы в кулак и старайтесь удержать песок. Выдохните, посыпая колени песком, постепенно разжимая пальцы. Расслабьтесь и опустите руки вдоль тела».

Упражнение необходимо повторить 2­3 раза.

Упражнение «Улыбка»

Цель: расслабиться, избавиться от чувства дискомфорта.

Педагог:

«Представьте, что перед вами рисунок красивого солнышка, которое широко улыбается. Улыбнитесь солнышку! Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Улыбнитесь несколько раз, с каждым разом улыбаясь все шире. Почувствуйте, как растягиваются ваши губы и напрягаются мышцы щек…

Дышите и улыбайтесь… Ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».

Упражнение «Качели»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, избавиться от общего напряжения.

Педагог:

«Представьте теплый летний день. Ласковое солнышко гладит вас, вы чувствуете его прикосновения своей кожей. Мимо пролетают бабочки. Они решили сеть к вам на брови! Наверное, хотят повеселиться и покачаться на ваших бровях, как на качелях. Ну и пусть! Двигайте бровями вверх и вниз.

Бабочки улетели. Вы снова чувствуете своей кожей только тепло летнего солнышка. И вот вы слышите, как летит стайка стрекоз. Наверное, бабочки рассказали стрекозам, что на ваших бровях можно покачаться, как на качелях, поэтому они прилетели повеселиться и садятся к вам на брови. Помогите им, подвигайте бровями вверх и вниз!

Но вот и стрекозы улетели. Лучики летнего солнца приятно касаются вашего лица. Вспомните, как веселились бабочки и стрекозы, и улыбнитесь».

Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,

Поплескаться, поиграть в воде в мяч, поплавать - что может быть приятнее в жаркий летний день! Умение плавать позволяет сделать отдых разнообразным, полезным и содержательным. Если ребенок умеет плавать, его спокойно можно отпустить в увлекательное путешествие на яхте или байдарке, заняться с ним рыбной ловлей или отправиться в туристический поход по живописным берегам извилистой речки.

Польза плавания для детей

Занятия плаванием развивают у детей смелость, инициативу, самообладание, приучают ориентироваться в незнакомой обстановке, воспитывают уверенность в своих силах. В случае опасности умеющий плавать не только поможет себе, но и выручит из беды друга.

Плавание чрезвычайно полезно и для гармоничного физического развития ребенка . В результате благоприятного сочетания воды, воздуха, солнечных лучей и активных движений во время плавания укрепляются мышцы и нервная система ребенка, развиваются его органы дыхания, активизируется обмен веществ. Плавание способствует формированию хорошей осанки и закаливанию детского организма.

Но, несмотря на пользу плавания, еще очень многие родители всячески «оберегают» детей от воды, не разрешают им купаться, не учат их плавать. И это не удивительно, ведь многие взрослые сами не умеют плавать. Им, конечно, трудно представить, что обучение детей плаванию практически может быть организовано в каждой семье. Для этого родителям даже не обязательно уметь плавать, так как вначале обучение проводится на мелком, безопасном месте. Поэтому, ознакомившись с простейшими требованиями организации и методами обучения детей плаванию, а также с мерами обеспечения безопасности на воде, каждый из родителей с большим успехом может и должен заняться этим чрезвычайно полезным и нужным делом. Кроме того, не следует забывать, что научиться плавать никогда не поздно: очень хорошо, если вместе с детьми овладеют плаванием и родители.

Где лучше учить ребенка плавать?

Обучать детей плаванию можно на любом неглубоком месте реки, озера, пруда, моря. Лучше всего заниматься всегда в одном и том же знакомом месте. Перед занятием следует предварительно тщательно осмотреть дно: оно должно быть плотным, пологим, без ям или вбитых в дно кольев. Дно следует очистить от крупных камней, водорослей, палок, коряг и других посторонних предметов.

Глубина водоема в месте обучения детей плаванию не должна быть больше, чем по пояс или по грудь ребенку. Детям указывают, до каких пределов в глубь водоема им разрешено передвигаться, и строго следят за выполнением этого требования. Плохо плавающим детям надо разрешать плавать только вдоль берега. Взрослые во время купания детей должны находиться между ребенком и глубокой частью водоема.

Правила обучения плаванию детей:

  • Заниматься с детьми следует каждый день.
  • Продолжительность занятий постепенно надо увеличивать от 3-5 до 15-20 минут при достаточно теплой воде (20-22 градуса) и сравнительно высокой температуре воздуха (25-27 градусов).
  • Нельзя разрешать детям долго купаться натощак или тотчас после принятия пищи.
  • Даже при легком недомогании - головной боли, незначительном ознобе, кашле, при отсутствии аппетита или плохом сне - надо запрещать детям входить в воду.
  • При обучении плаванию добивайтесь, чтобы ребята сознательно овладевали новыми движениями.
  • Хорошо, если перед началом обучения дети вместе с родителями посетят водную станцию или бассейн и посмотрят, как плавают их сверстники, Наглядные примеры ускорят и облегчат обучение.

С какого возраста учить ребенка плавать?

В наше время разработаны методики грудничкового плавания, согласно которым детей учат плавать чуть ли не с рождения. Если родители считают, что слишком рано учить ребенка плавать в столь юном возрасте , можно начать подготавливать детей к плаванию с трех-четырехлетнего возраста, приучая к воде купанием, простейшими играми и забавами.

В пять лет ребенка знакомят с некоторыми элементами плавания (выдох в воду, скольжение, движение ног), учат держаться на поверхности воды и проплывать хотя бы несколько метров. Детям прививают вкус к занятиям и играм в воде, воспитывают у них желание научиться плавать.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте совершенствуются умение держаться на воде и все подготовительные к плаванию движения, увеличивается постепенно проплываемое расстояние. В это время можно переходить к обучению детей плаванию каким-либо определенным стилем. Чаще всего - это плавание на груди и на спине (кролем).

Конечно, это только очень приблизительное распределение требований, которые предъявляют детям разного возраста. Тут важно другое:

Упражнения для обучения плавания для детей

В каком бы возрасте ни начинали учить ребенка плавать , надо его сначала путем различных упражнений и игр приучить к воде : научить смело входить в воду, свободно и непринужденно передвигаться а ней, погружаться с головой. Ребенок должен держаться на воде, выполнять различные предшествующие плаванию упражнения.

Только после этого можно обучать плаванию определенным стилем (кролем, брассом и т. д.) Соблюдая строгую последовательность в нарастании сложности педагогических задач, можно добиться положительных результатов при обучении плаванию. Ни в коем случае нельзя, как это еще иногда, к сожалению, практикуется, умышленно сталкивать ребенка в воду. Нельзя надеяться, что ребенок поплывет самостоятельно, подчиняясь инстинкту самосохранения. Этим можно вызвать у ребенка страх и навсегда отбить охоту учиться плавать.

В начале обучения взрослый должен находиться в воде вместе с ребенком. Если то или иное упражнение не получается у ребенка или он боится его выполнить, окажите ему помощь: поддержите за руки, голову, за спину или грудь.

  1. С самых первых занятий надо научить ребенка правильно погружаться в воду. Погружаясь с головой, дети сначала задерживают дыхание на вдохе, а в дальнейшем постепенно, не торопясь, выдыхают воздух в воду. При правильном выполнении упражнения на поверхности воды появляются бурлящие пузырьки. Для того чтобы лучше ориентироваться, можно открыть под водой глаза и осмотреться.
  2. Чтобы ощутить поддерживающую силу воды и освоить горизонтальное положение тела, надо практиковаться в скольжении на груди и спине. Это упражнение называется «Водяная стрелка»:

Выполняется оно следующим образом. Ребенок входит в воду (глубина по пояс), становится лицом к берегу, поднимает руки вперед-вверх, делает глубокий вдох и, слегка присев, энергично отталкивается от дна и падает на воду. Тело ребенка выпрямлено, руки и ноги вытянуты, кисти сложены вместе ладонями вниз, голова опущена в воду. Во время скольжения на груди выдыхать надо в воду. Повторять это упражнение нужно ежедневно, стараясь скользить все дальше и дальше. Умение скользить по поверхности воды - это первый шаг к плаванию.

Научиться держаться на поверхности воды помогают и другие упражнения. Наиболее распространенные из них - «Поплавок» и «Медуза».

3. Упражнение «Поплавок» выполняется следующим образом:

Стоя в воде (глубина воды по грудь), ребенок делает глубокий вдох и, задержав дыхание, погружается под воду с головой. Под водой он сильно сгибает ноги, охватывает руками голени и подтягивает колени к груди, нагнув голову как можно ближе к коленям. В этом положении ребенок всплывает «поплавком» на поверхность воды и плавает некоторое время (считая до десяти), не изменяя положения тела, рук, ног и головы. Потом спокойно встает на дно.

4. Упражнение «Медуза» обычно проводится на более мелком месте, где глубина воды по пояс:

Это упражнение отличается от предыдущего тем, что, сделав глубокий вдох и задержав дыхание, ребенок наклоняется вперед и свободно ложится на воду не сгибая при этом рук и ног. Тело ребенка сначала немного погружается в воду, затем всплывает. Ребенок лежит на воде без движений. Сосчитав до десяти, он встает.

5. Одновременно с этими упражнениями предложите ребенку разучивать движения ногами. Движения ногами помогают пловцу удерживать тело в горизонтальном положении и способствуют его продвижению вперед. Ознакомиться с ними можно, сидя на берегу, потом ложа в воде на мелком месте, упираясь руками в дно и свободно выпрямив ноги:

Движения должны быть плавными, без напряжения, ритмичными и не очень быстрыми, с амплитудой движения вверх - вниз около 40 см.

Слегка повернутые во внутрь ступни все время находятся под водой, и только пятки (носки) немного выступают на поверхность воды и вспенивают ее.

6. Движения ногами в дальнейшем совершают при скольжении на груди и на спине, а также держась за гладко обструганную доску или за надутый резиновый круг, мяч и т. д.:

Плавая с поддерживающим на воде предметом, дышать надо равномерно, вдыхать быстро, широко открыв рот, выдыхать в воду медленно.

7. После того как ребенок освоит движения ног, надо научить его самостоятельно удерживаться на поверхности воды, сначала произвольно, а затем и правильно работая руками. Следует, чтобы ребенок плавал медленно, не делал резких движений.

Гребок следует начинать прямой рукой, заканчивая его у бедра. Грести надо плавно, без торопливости, выносить в конце гребка руку локтем вверх и вновь вытягивать ее вперед. Гребки совершаются попеременно: когда одна рука гребет, другая - вытягивается вперед:

На каждый гребок - три-четыре попеременных движения ногами.

Первое время дети должны плавать, задерживая дыхание на вдохе или с постепенным выдохом в воду. Проплыв так 8-10 м, ребенок должен встать, сделать вдох и опять поплыть дальше. Позже научите ребенка делать вдох в тот момент, когда одна рука вынимается из воды, перед тем как пронести ее по воздуху, а выдох - когда эта же рука гребет. В этом случае голову для вдоха над с поворачивать в сторону.

Разрешайте детям плавать и не вынимая рук из воды, а также на спине. Многие дети легче осваивают эти способы плавания.

Систематически выполняя приведенные упражнения, каждый ребенок к концу лета будет уверенно держаться на воде и научится плавать.

Чтобы избежать однообразия при занятиях плаванием, следует широко использовать различные игры и развлечения в воде.

Страхи и неуверенность в себе - это постоянное напряжение. А, как известно, в здоровом теле - здоровый дух! Если ребенок умеет и расслабляться, и держать себя в тонусе, он с легкостью обретет уверенность в себе. И именно вода способна оказывать сильное положительное влияние на чувства человека.

Оксана Игоревна Чернуха , семейный психолог, детский психоаналитик, сотрудник центра профессиональной психологии «Верт», мама четверых детей

Вода - родная стихия для человека. Развитие ребенка происходит в утробе матери именно в этой среде, поэтому купание и пребывание в ней приносит положительные эмоции . Плавание в бассейне полезно как для психического, так и для эмоционального состояния человека: нормализуется нервная система, появляется ощущение спокойствия и гармонии, улучшаются сон и аппетит.

В этих упражнениях главная цель - расслабить тело максимально, чтобы вода сама держала ребенка. Если маленький пловец сумел освоить эту технику, можно считать, что он «подружился» с водой.

Важно: в обоих упражнениях правильное выполнение не предполагает касания дна, даже если оно выполняется на «мелкой» воде.

Ныряние: учимся смелости

Чтобы побороть страхи и развивать упорство, лучше всего нырять - за предметами, на время или на расстояние (чем дольше и дальше, тем лучше).

В нырянии проявляется вся выталкивающая сила воды, и ребенок должен проявить целеустремленность, опускаясь на дно. Для этого необходимо нырять на задержке дыхания, постепенно выпуская воздух из легких, чтобы быстрее и легче дать телу опуститься на дно.

Плавание на спине с попеременной работой рук. Все как и в предыдущем упражнении, но в работу включаются руки - один гребок правой, один левой. Но можно работать и только какой-то одной рукой в зависимости от того, как искривлен позвоночник (подскажет специалист);

Плавание на спине с одновременной работой рук. А в этом упражнении обе руки должны совершать синхронные движения, благодаря чему идет симметричная работа мышц спины и рук. Если исключить из упражнения движения ногами, нагрузка на мышцы рук и спины увеличится.

Плавание с ластами: будь решительным!

Для большей уверенности в воде хорошо использовать ласты. Они увеличивают скорость движения, что помогает ребенку почувствовать свою силу и увеличить физические возможности. А еще ласты вносят разнообразие в обычное плавание - плавать в них намного интереснее и динамичнее!

При этом можно дополнительно развивать навыки плавания кролем и дельфином, что очень хорошо влияет на подвижность поясничного и грудного отделов позвоночника и включает в работу мышцы ног.

На первых уроках ребенка учат передвигаться в воде с помощью гребковых движений руками. Затем постепенно обучают правильно выдыхать воздух и погружаться с головой во время выдоха. Далее, чтобы лучше ориентироваться в воде, его приучают открывать под водой глаза. Эти упражнения можно выполнять вдвоем, взявшись за руки.

Когда ребенок освоился с водой и правильно выполняет подготовительные упражнения, его учат держаться на воде. Для этого используют такие упражнения, как «Поплавок» и «Медуза». Чтобы выполнить упражнение «Поплавок», заходят в воду на глубину по грудь, становятся лицом к берегу, делают глубокий вдох и, задерживая дыхание, погружаются в воду с головой. Под водой сгибают ноги и берутся руками за голень, прижимая колени к груди, а голову к коленям (положение группировки). В таком положении тело ребенка постепенно всплывает на поверхность, и он спокойно становится на дно ногами.

Упражнение «Медуза» выполняют также с задержкой дыхания после глубокого вдоха, но при этом ложатся на поверхность воды, расставив в стороны руки и ноги. Тело ребенка сначала погрузится в воду, а потом обязательно всплывет на поверхность.

Выполняя специальные упражнения «Поплавок» и «Медуза», ребенок про себя считает до 8-10, а потом становится ногами на дно.

Затем ребенка учат скользить по воде на груди, что помогает ему впоследствии усвоить горизонтальное положение тела и прочувствовать поддерживающую силу води Чтобы выполнить это упражнение, входят в воду по пояс лицом к берегу, приседают, поднимают руки вверх, прижимая ими голову с боков и, сделав глубокий вдох, отталкиваются ногами от дна и ложатся на воду. Выдох делают в воду. Это упражнение надо выполнять на каждом занятии.

Необходимо овладеть также правильными движениями ногами, потому что именно эти движения помогают ребенку держаться на воде и плыть. Упражнения для ног сначала выполняют на берегу, а потом в воде на мелком месте. Ребенок ложится на воду, опираясь на прямые руки или на предплечья, и выпрямляется так, чтобы на поверхности были видны носки (если ребенок лежит на спине) или пятки (если ребенок лежит на груди). В этом положении медленно и ритмично двигают почти прямыми ногами вверх - вниз, в основном за счет сгибания в тазобедренных суставах. Носки ног оттянуты и повернуты в середину, без лишнего напряжения мышц. Амплитуда во время работы ног должна быть не более 30-40 см.

Работу ног совершенствуют на каждом занятии; сочетая с передвижением руками по дну. Потом начинают плавать, держась руками за плавательную доску или другой предмет. Дыхание должно быть равномерным: быстрый вдох и медленный выдох в воду через сомкнутые губы.

Усвоив работу ног, разучивают движения руками и пытаются самостоятельно держаться на воде. Движения руками ребенок выполняет под водой попеременно. Когда одна рука делает гребок, другая выпрямляется вперед, закончив гребок возле бедра, руку сгибают в локте и плавно выносят вперед до полного выпрямления. Делать гребок надо плавно, не спеша, слегка ускоряя движения в конце гребка.

Движения руками и ногами во время плавания должны быть непрерывными. Под каждый гребок рукой делают 3-4 попеременных движения ногами. Сначала детям дают возможность побольше отдохнуть во время плавания, а потом разнообразят занятия разными играми, способствующими обучению плаванию.

В дальнейшем ребенка знакомят со спортивным способом плавания - кролем, что в переводе с английского языка означает ползание по воде (рис.). Это самый быстрый способ плавания. Лучше всего научить новичка облегченному варианту этого способа - на груди без выноса рук из воды. При плавании этим способом тело ребенка находится в горизонтальном положении. Голову надо держать так, чтобы рот находился над поверхностью воды. Ноги свободно вытянуты, носки оттянуты и развернуты в середину. Когда нога опускается вниз, она немного сгибается в коленном суставе. Руки поочередно вытягиваются вперед и проносятся возле поверхности воды. Гребок рукой выполняют до вертикального положения, а ладонь оказывается возле плеча и снова вытягивается вперед, как бы догоняя в движении вторую руку.

Научившись уверенно держаться на воде и проплывать определенное расстояние, можно разучивать другие способы плавания.