» »

Оренбургский пуховый платок история. Пуховый платок: схема вязания спицами (описание). Значение качественного материала

04.03.2024


В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок.

По одному из преданий первые прибывшие на Урал русские переселенцы были удивлены легкому облачению калмыкских и казахских джигитов, скачущих по бескрайним степям бывшей Киргиз - Кайсацкой Орды.

Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, связанные из козьего пуха. Платки были сшиты без каких-либо узоров, выполняя лишь утилитарную функцию: сохранить тепло своему хозяину.

Такой подход к вязанию пуховых платков изменился, когда за дело взялись русские казачки, начавшие наносить узоры на пуховые изделия. Достаточно быстро такое новшество становилось все более распространенным, и оренбургские платки становились известными уже и за пределами региона. Необычайный пух оренбургских коз вместе с изумительными узорами завоевывали новых почитателей.

Настоящая слава к оренбургскому платку пришла в XIX веке. Деревенские рукодельницы стали получать международные награды. Интерес к региону возрос настолько, что заморские купцы приезжали в далекую российскую провинцию за пухом знаменитых коз.

Пух оренбургских коз не превзойден по качеству: эластичен, мягок, чрезвычайно легок, мало теплопроводен, прекрасно прядется и имеет высокую валкоспособность. По тонине он не уступает шелковинке и пуху ангорского кролика. По крепости и растяжимости превосходит мериносовую шерсть; от последней оренбургский козий пух отличается еще и тем, что идет в производство почти полным весом

Иностранные компании пытались наладить производство в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства и приносили пух, мало отличающийся от пуха обычных коз. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз.

Отчаявшись заполучить оренбургских коз, иностранцы стали закупать пух из Оренбурга. Изделия были настолько знамениты, что одна из английских компаний, выпускавшая пуховые платки, делала на них пометку "имитация под Оренбург".

В XX веке войны и железный занавес советского времени означали окончание эпохи мировой известности Оренбургского региона. Однако это не означало окончания развития пуховязального промысла. Одним из нововведений стало использование пуха как оренбургских, так и волгоградских коз. Пух волгоградских коз хорошо подходил для вязания белых платков, что оценили местные рукодельницы.

Другим изменением стало основание Оренбургской фабрики пуховых платков. Мастерами цеха становились рукодельницы знаменитых пуховязальных районов. Саракташские мастерицы по праву заняли видное место на Фабрике.

Использование машин открыло широкие возможности для экспериментов: возможность наносить на пуховые изделия фактически любые узоры за короткое время открывало простор для фантазии. Серединка платка вязалась даже лучше, чем вручную.

Несмотря на то, что настоящие оренбургские пуховницы работают в строгом соответствии с канонами, которые и отличают оренбургский пуховый платок от любого другого, в каждом населенном пункте Оренбургской области есть свои особенности и в технике узоров, и в технике вязания пуховых платков и паутинок.

Например, саракташская пуховая паутинка очень близка к старым работам 50-х годов. Паутинка проста по композиции. С точки зрения художественного оформления, она, может быть, и проигрывает, но остается ее индивидуальный стиль.

Верхние Чебеньки и село Желтое расположены не далеко от Саракташа, а рисунки на пуховых паутинках очень разные. В Верхнеозерном тоже есть свои рисунки, которые больше не встречаются нигде. Оренбургскую пуховую паутинку можно отличить от других аккуратностью проработки, строгостью и фантазией. На селе больше классики и канонов.

Зубчики на пуховых паутинках похожи на крепостную стену вокруг древнего города, затем вяжется кайма, после этого "решетка", затем середина. Ну и, конечно же, вывязаваются в пуховой паутинке дырочки - обычная, круглая, вывернутая.

Из них состоит вся пуховая паутинка, на них и строится процесс творчества: как скомпоновать эти дырочки сначала в простые рисунки - "цветочек", "косорядка", "цепочка", а потом более сложные -"снежинка", "соты".

Из последних строятся еще более сложные - "круги", "змейки". В зависимости от того, каков уровень пуховницы, и получаются пуховые платки - либо простенький, либо средненькие, либо произведения искусства.

Несмотря на большие трудности в вязании, оренбургские пуховые платки отличались высоким художественным качеством. Пуховязальщицы работали с вдохновением, вкладывая в свое дело много труда, любви, инициативы, художественных замыслов и вкуса. В этом отношении характерны и названия узоров: "кошачьи лапки", "паутинка", "косой рядок", "елочка", "шашечки", "решеточки", "окошечки", "мышиный след", "тройная ягода", "узорчатая ягода", "крупная малинка", "выворотной узор".

Как же вяжут оренбургские пуховые платки? Сначала выбирают пух, чешут его, прядут. Одна мастерица любит жесткий пух, другая работает с мягким. Человек приспосабливает вязание пуховых платков под себя. Спицы, веретено - все также подбирается индивидуально. Оказывается, чтобы связать классическую пуховую паутинку или пуховый платок, необходимо соблюсти около двадцати требований: от обработки пуха до методов вязания.

Оренбургские пуховницы создают необычайные образцы пуховых платков. Особенной невесомостью и нежностью отличается ажурная пуховая паутинка, которая при размерах 2.5 на 2.5 метра весит не более 80 граммов, но может свободно проходить через обручальное кольцо и умещаться в скорлупе гусиного яйца.

Работа пуховязальщиц очень трудоемка и кропотлива. Чтобы изготовить платок ручным способом, необходимо проделать ряд последовательных операций: очистить пух от волос, три раза прочесать его на гребнях, выпрясть на веретене нитку, стростить пуховую нитку с ниткой натурального шелка для ажурного платка, смотать в клубки, связать и, наконец, очистить готовый платок. На вязку одного теплого платка вязальщица в среднем затрачивала около 257 часов, а на изготовление ажурного - "паутинки" - 195 часов.

А вот орнамент платка часто зависит от преобладающей и селе национальности. Украинская культура тяготеет к цветочку; татарская, казахская, башкирская - к геометрическому рисунку; а в селах, где смешанное население, возникают свои особые мотивы платка. Да и вязание платков индивидуальное. Одна пуховница способна на тонкую работу, узоры у нее в голове рождаются разные, а другая всю жизнь вяжет только один рисунок, овладев им в совершенстве.

Снова как и в XIX веке оренбургский платок оказался в центре внимания, на этот раз в пределах СССР. Прибыть из Оренбурга без пухового платка стало считаться неуважением. Отбывающие в Оренбург неизменно получали одно и то же задание: привезти знаменитое изделие домой.

Фабрика получала большое количество писем с одной и той же просьбой, но почти всегда с сожалением приходилось отказывать: Фабрика была не в состоянии удовлетворить спрос даже в Оренбургской области, о других регионах речь идти не могла. Оренбургский платок стал роскошью.

Изменения в политическом и экономическом курсе страны в начале 90-х принесли перемены пуховязальному промыслу. Дефицит оренбургских изделий в других областях привел к тому, что предприниматели стали возить пуховые платки в отдаленные регионы России, где спрос населения на оренбургскую продукцию был высок даже во время экономического спада.

Если новый платок - теплый, мягкий и пушистый, а пух словно свисает с изделия, в руках у вас, скорее всего, пуховый платок не самого высокого качества: пух может скоро весь вылезти, останутся только х/б-нитки, так как платок расчесан гребнем.

Настоящий оренбургский пуховый платок - поначалу нераспушенный. Он словно бутон прекрасного цветка становится прекраснее только распускаясь. Его лучшие свойства проявляются лишь через некоторое время, а не тогда, когда он только сошел со спиц.

Нередко встречается мнение, что оренбургские платки надевают только пожилые, нуждающиеся в тепле. На самом деле, это неверно: если пуховые шали действительно надевают в основном женщины в зрелом и пожилом возрасте, то оренбургские пуховые паутинки и палантины носят фактически только молодые девушки.

Изумительно нежные, легкие и красивые палантины и паутинки подчеркивают женскую красоту. Как правило, выбирают изделия белого цвета, которые смотрятся особенно хорошо.

Бывает, что люди, купившие пуховый платок и обнаружившие в нем вискозу, шелк или хлопчатобумажные нити, возмущаются, начинают утверждать, что это подделка, состоящая из синтетики. Однако особенность пухового платка в том, что на 100% из пуха его связать нельзя: изделие в этом случае “скатывается” и служит весьма непродолжительный срок.

Чтобы этого не произошло, пряжа должна состоять не только из пуховых нитей, но и из “основы”, то есть хлопчатобумажных, шелковых или вискозных нитей - в этом случае платок прослужит долго: основа придает изделию прочность, пух - тепло и изящность. Однако доля основы должна быть относительно небольшой.

Виды оренбургских пуховых платков

Оренбургский пуховый платок - квадратное изделие плотной вязки с ажурными зубцами или без зубцов по краям
Шаль пуховая - оренбургский пуховый платок большого размера, с вышивкой или бахромой по краям
Косынка пуховая - треугольное пуховое изделие с зубчиками или кистями по краям, плотной вязки
Пуховая паутинка - квадратное изделие, ажурное, с зубцами, очень легкое, тонко связанные паутинки легко проходят через обручальное кольцо
Палантин пуховый - прямоугольный ажурный шарф с зубчиками, имеет свойства паутинки.

Уход за пуховыми изделиями

Перед стиркой платок, паутинку, палантин необходимо набрать по зубцам на капроновую нить. Стирать такие изделия можно только в теплой воде при температуре не более 40 градусов. Очень часто в отсутствии специальных средств и в домашних условиях пуховые вещи стирают мягкими порошками для шерстяных вещей или просто шампунями для мытья волос.

Изделия при стирке просто аккуратно «полощут» и не трут, не выкручивают, не гладят! Пуховые изделия нельзя «замачивать» или держать в воде более 15 минут. Они от этого «садятся». Вязаные из пуха изделия после стирки нужно нежно отжать, пропуская их между пальцами. Полоскать в теплой воде с добавлением уксуса (1 столовая ложка на 5 литров воды).

Сушить в расправленном виде на открытой поверхности на хлопчатобумажной ткани. Хранить оренбургские пуховые платки нужно в полотняных или бумажных мешочках, чтобы пух «дышал».

В самую холодную пору, когда в небе, окутанном темными тучами, кружатся крупные хлопья снега, когда деревья сгибаются под тяжестью хрустящих белых шапок, когда мороз, не щадя никого, начинает пощипывать за щеки - вас надежно согреет оренбургский пуховый платок.

Блог Сударушки

Содержимое

Благодаря своим уникальным качествам и характеристикам, оренбургский платок стал пользоваться высокой популярностью. Свойство этого пуха знают не только русские люди. Весь мир наслышан о том, что такое оренбургский платок. Пух является результатом чисто народного промысла. В мире нет такого, даже приблизительного производства, которое создает что-то подобное.

По истории, для создания оренбургского платка используется исключительно местный козий пух. Его уникальность заключается в том, что он самый тонкий во всем мире.

Именно эти особенности и позволяют получить легкое, как облако, изделие, но при этом, очень теплое. Кроме того, такой пух можно получить с козы, которую выращивают именно в Оренбургской области. Секрет истории в том, что животное находится в определенных климатических условиях. То же самое можно сказать и про рацион. Поэтому и пух получается уникальным.

В Оренбургской области такой холодный климат, что козам приходится приживаться к этим условиям. Приспосабливаться и вырабатывать теплый, но легкий пух.

История рассказывает, когда-то французы решили и у себя развести эту породу животных. Но все действия увенчались прахом. Дело в том, что после закупки целой партии коз, оказавшись в пределах теплого климата, они стали давать толстый пух. В отличие от оренбургского сырья такой пух не обладал отличительными особенностями и уникальностью.

История зарождения

По истории в 1766 году люди узнали от географа и краеведа Петра Рычкова, что есть такие козы в Оренбургской области. Они дают тонкий, но очень теплый пух. Из которого можно создавать пуховые изделия. Он даже сумел расписать технологию производства платков и получения пуха. На самом деле, местные жители, уже давно занимались этим ремеслом, как сказано в истории, это было их традиционное занятие.

Спрос на пуховые оренбургские платки увеличился после того, как про них узнали в больших городах. Таким образом, экономическое положение в этой области стало улучшаться. Ведь изготовление и продажа пуховых платков приносили хорошую прибыль жителям этого района. Они стали прилично зарабатывать. Но высшее признание к оренбургскому платку пришло в 19 веке. По всему миру стали узнавать про это оригинальное и уникальное изделие. Париж, а затем Лондон. Европейские компании стали закупать большими партиями козий пух в России. А в Англии даже наладили производство не натуральных изделий из пуха. При этом, никто не скрывал, что это была подделка.

После того, как развалился Советский Союз, европейцы перестали закупать оренбургские изделия из козьего пуха, согласно истории. Производство не стало, но поставки за границу остановились. На смену этим уникальным изделиям пришел кашмирский пух. Но его качества не были такими уникальными, по сравнению с оренбургским платком. И сегодня мастера продолжают историю, и создают пуховые изделия из оренбургской пряжи. Но есть некоторые особенности этого процесса. Во-первых, козий пух не может использоваться на машинке для вязания. Он теряет все свои уникальные качества, перестает быть мягким, снижаются его характеристики. Именно потому, что все изделия создаются руками настоящих мастеров, оренбургские платки имеют большой спрос. Конечно, исходя из этого и стоимость платка из козьего пуха выше. Вы тоже можете присоединиться к настоящим мастерам, и самостоятельно.

Истоки возникновения

В народе существует несколько историй, согласно которым оренбургский пуховой платок появился на свет.

  1. В свое время народ под названием «Чабаны» занимался разведением коз. Но они не ради пуха занимались этим, чтобы получать молоко, мясо и шерсть. Животные были настолько грязными, что казаки, как переселенцы предложили свою помощь. А именно, вычесывать коз. Когда чабаны поняли в чем секрет, они сами стали вычесывать коз и обменивать пух на продукты, деньги. А казаки стали разводить своих коз.
  2. Согласно второй истории скотоводы сами догадались использовать козий пух для изготовления одежды. Сперва казаки не могли понять, как в сильный мороз они могли ходить, при этом, одетые очень легко. Но потом присмотрелись и поняли, что их согревают шарфы и телогрейки из козьего пуха, которые надеты под верхнюю одежду. Эти вещи выполняли только одну важную функцию - они сохраняли тепло своего обладателя, в суровые морозы, согревали его.

Те пуховые изделия, которые остались в истории, совсем далеки от современных, которые барышни носят для красоты на своих плечах. И снова, казаки узнали о том, что для изделий используется козий пух. Завели свое подсобное хозяйство.

  1. Есть еще одна история зарождения пуха. Первые ажурные платки появились благодаря казачкам. Они не занимались земледелием, не выполняли подсобную хозяйственную работу. Козий пух обладает уникальными качествами и характеристиками, благодаря которым и зародилась идея создавать только женский элемент одежды. Для представительниц прекрасного пола. Козий пух настолько тонкий и мягкий, что его нельзя было сравнить ни с какими другими материалами, не подходит, даже лен и шерсть. Благодаря таким свойствам получались невероятно красивые узоры на изделиях из пуха.

Особенности вязанного ремесла из козьего пуха

Согласно истории, казахи не умели создавать изделия из козьего пуха. Поэтому, вычесанную шерсть они продавали в соседние села. Там этот пух и использовали для создания теплых и мягких платков. Это легко объяснить. Местное население, которое выращивало коз, занималось не только животными, но и земледелием. Они просто не имели свободного времени, чтобы еще и изготавливать платки из козьего пуха. А семьи казаков, наоборот, не работали на землях. Их обязанностью было - военная служба.

Одним из популярных во всем мире русских промыслов являются такие известные изделия талантливых уральских мастериц как знаменитые оренбургские пуховые платки и шали. Создавались эти тончайшие, легкие и воздушные шедевры из пуховой нитки, созданной из пуха особой местной породы коз. Благодаря уникальным особенностям этого пуха мастерицы создавали из пушистых, тончайших нитей полупрозрачное, воздушное, невесомое, словно легкая паутинка-ажур из бабьего лета изделие, отличающееся не только сказочной красотой, но и теплотой, мягкостью, особой нежностью и завидной прочностью.

История возникновения

(Клубки для вязания платка )

Древний Оренбургский промысел вязания пуховых платков и шалей появился более двухсот лет назад. Переселившиеся на Урал казаки обратили внимание на верхнюю войлочную одежду местных калмыков и казахов. Известные скотоводы и кочевники в лютый мороз рассекали верхом, одетые в тонкую на вид одежду из козьих шкур и войлока, а защищали их зимней стужи, как потом узнали наши предки, пуховые нижние поддевки и повязанные вокруг поясницы шарфы. Теплые и прочные изделия были связаны «вглухую», т.е. без особых изысков и не отличались особой красотой, зато были очень теплыми и практичными. Русские казачки, владевшие секретами вышивки ажурных и затейливых узоров и умевшие ткать кружева, быстро освоили и усовершенствовали технологию вязания платков и шалей из шерсти местных овец, явив на свет настоящее произведение русского искусства – оренбургский пуховый платок, который был воспет заслуженной народной артисткой СССР Людмилой Зыкиной в 60-х годах прошлого века. Красота и нежность теплого оренбургского платка вдохновили поэта-песенника В. Бокова и композитора Г.Пономаренко на создание пронзительно нежной и лирической композиции, воспевающей любовь к матери, при исполнении которой на глазах и слушателей и исполнителей наворачивались слезы.

(Платок из козьего пуха )

Постепенно пуховязание стало настолько популярным и прибыльным делом, что им занимались целые семьи, а его секреты передавались от одной мастерицы к другой. Уральские платки связанные талантливыми руками оренбургских мастериц пришлись по душе даже российскому императорскому двору. Существует легенда что шаль созданная уральской казачкой для Екатерины Второй, настолько ей понравилась, что она приказала сделать мастерицу слепой, чтобы та уже никогда не смогла создать такое же уникальное изделие и никто не смог бы повторить её шедевр. Однако дочь, обученная своей матерью, поведала секреты пуховязания другим казачкам, так что платки с уникальными узорами и дальше появлялись на Урале и радовали всех своей неповторимой красотой. Пиком популярности этих изделий стала середина 18 века, когда к ним привлек внимание всей общественности знаменитый исследователь и историк Оренбургского края П.И Рычков, опубликовавший свой труд «Опыт о козьей шерсти» в 1766 году. А уже менее чем через 100 лет произведения оренбургских тружениц выставлялись на международных выставках, получали призовые места, завоевывали любовь и признание миллионов людей по всему миру.

Тонкости и нюансы изготовления

Считается, что пух оренбургских коз один самых тонких, его толщина 16-18 мкм, тогда как козы ангорской породы – 22-24 мкм. Также он отличается особой прочностью и отличной способностью сохранять тепло. Выделяют несколько разновидностей оренбургских платков:

  • Плотные пуховые шали серого (иногда белого) цвета на «каждый день»;
  • Тонкие ажурные платки–паутинки из пуха с использованием шелковой нитки и красивыми узорами для особых моментов;
  • Ажурные шарфы-палантины, использовавшиеся, как и платки-паутинки в особо торжественных случаях.

(Платок легко проходит через тонкое колечко )

Особую тонкость изделия проверяли тем, проходит ли оно через кольцо или помещается в гусином яйце. Работа, связанная с вязанием пуховых платков очень трудоёмка и кропотлива, занимает много времени и усилий, требует особых навыков и умений. Сначала пух очищают от волоса, вычесывают его несколько раз, прядут на веретене нитку, затем соединяют пуховую нитку с шелковой, сматывают полученную пряжу в клубки, потом уже плетут изделие, которое нужно будет в результате еще почистить и отбелить.

(Расходящиеся ромбовидные узоры от центра платка )

В соответствии с выбранной мастерицей композицией узора платки могут быть однокруговые остальные элементы (в сердцевине находится крупный ромб, от него отходят), пятикруговые (центарльная фигура – крест, состоящий из пяти ромбов), с наличием сплошной середины (центр платка образован одним или несколькими элементами). Ромб - основная геометрическая фигура в узорах ажурных оренбургских платков, также традиционны узоры под названием косорядка, рыбка, соты, ягодки, горох, кошачья лапка, узоры посложнее - бантики, снежинки, сосенки.

April 16th, 2018 , 03:05 pm

Подобно тому, как у другого известного российского бренда - вологодского масла - есть свой конкретный изобретатель (Николай Васильевич Верещагин), точно так же и оренбургский пуховый платок был в некотором смысле изобретен Петром Ивановичем Рычковым (1712-1777), который, кстати, тоже являлся выходцем из Вологодчины. В 1766 г. Петр Иванович - оренбургский чиновник в отставке - опубликовал статью под названием "Опыт о козьем пухе", где теоретически обосновал возможность обустройства пуховязального промысла на тогдашней границе Европы и Азии. Цитата: "У нас в России шерсть козлиная почти вся за негодную почитается. Охота и любительство к таким вещам и делам, которые к пользе государственной обращены быть могут, побуждали меня глазами своими освидетельствовать оную шерсть, не найдется ли из нея хотя что-нибудь годное в пряжу и употребление. Козы под волосьями или под наружною шерстью имеют у себя другую, мягкую, кою называют пухом или подсадом, почему в самое нынешнее время, в декабре 1765 года, велел я, взяв одну козу, чесать ее при себе гребнем, каким чешут волосы. Сим способом достали из нея пух так тонкой и мягкой, что схож почти с хлопчатою бумагой" .

Если сам Рычков был теоретиком использования козьего пуха для нужд вязания, то его супругу - Елену Денисьевну - можно назвать самым настоящим практиком. Была она не просто домохозяйкой, а искусной пуховязальщицей, причем экспериментировала не только с козьим пухом, но и с кипрейным, за изделие из которого даже получила в 1770 г. от Екатерины II золотую медаль. Кипрейное пуховязание в Оренбуржье не прижилось, а вот козий его аналог ждало большое будущее. К началу XIX в. в степных поселениях близ рек Урал и Сакмара была опытным путем выращена образцовая порода пуховых коз с тончайшим 16-мкм пухом. В 1835 г. в своей статье "О козьем пухе" чиновник особых поручений при оренбургском военном губернаторе и будущий автор "Толкового словаря" В.И. Даль писал о местной козе так: "Проводя строгую зиму в буранной степи на подножном корму, покрывается на зиму всемогуществом благодетельной матери-природы: тонким, густым и теплым подшерстком, известным у нас под именем козьего пуха".

Давайте, наконец, дадим определение оренбургскому пуховому платку . Итак, ОПП - это вязаное изделие из пуха оренбургских коз и нити-основы (шелк, хб). Понятие платка трактуется здесь широко. Это может быть: 1. Тёплый платок, он же шаль; 2. Паутинка - небольших размеров ажурная накидка; 3. Палантин - тоже ажурная накидка, но бОльших, чем у паутинки, размеров. Именно к двум последним разновидностям ОПП применим известный критерий с продеванием изделия через обручальное кольцо.

Оренбургский пуховый платок - главная визитная карточка Оренбуржья, а потому можно не сомневаться, что конкуренция производителей в этой нише идет нешуточная. Я считаю, что потребителю с самого начала нужно сделать выбор, хочет ли он приобрести аутентичное изделие ручной работы (с моей точки зрения, это и есть настоящий ОПП ), или же готов удовлетвориться продукцией на основе того же материала, но созданного вязальными машинами. Во втором случае нет никаких проблем, оказавшись в Оренбурге, приобрести в одном из магазинов с соответствующей "брендовой" вывеской платок, паутинку или же палантин в ценовом диапазоне 3000 - 6000 р. Скорее всего это будет продукция местной компании известной под юридическими именами ЗАО "Фабрика Оренбургских пуховых платков", ОАО "Ореншаль" и ООО "Шима". Временами этот производитель пытается вести себя как агрессивный монополист (почитайте

Оренбургская область всегда славилась вязанием платков из пуха. И по сей день он остается символом и визитной карточкой не только Оренбуржья, Урала, но и всей России. Вязаные платки из козьего пуха – древний промысел, зародившийся в Оренбургском крае ещё 250 лет назад. Платки ручной работы, связанные руками мастериц, легкие, как пушинка, и теплые как ладони матери. Пух оренбургских коз самый тонкий в мире. Поэтому изделия из оренбургского пуха – шали и паутинка особенно нежные и мягкие. Вместе с тем этот пух очень прочный – прочнее шерсти.

Оренбургские платки бывают трех видов: просто пуховый платок (шаль) - серые(редко белые) толстые теплые пуховые платки; «Паутинка» – тонкие ажурные платки; палантин – тонкий шарф, накидка.

Оренбургские пуховые платки не имеют себе равных по тонкости работы, оригинальности узора, красоте отделки и способности сохранять тепло. Особым изяществом отличаются ажурные платки, так называемые «паутинки». Несмотря на большой размер, «паутинку» легко можно уложить в скорлупу гусиного яйца или пропустить через обручальное кольцо

Работа пуховязальщиц трудоемка и кропотлива. Хорошая мастерица за месяц может связать две «паутинки» среднего размера или три палантина.

На изготовление платка большого размера или платка с рисунком уходит месяц и более. Мастерицы, чтобы изготовить платок ручным способом, необходимо проделать ряд последовательных операций: очистить пух от волос, три раза прочесать его на гребне, выпрясть на веретене в нитку, стростить пуховую нитку с ниткой натурального шелка, смотать в клубки и, наконец, очистить готовый платок.

Тянется пряжа от петельки к петельке: «снежинки», «ёлочка», «ягодки», «лучик», «змейка», «кошачьи лапки», «шашечки». И рождается неповторимый, своеобразный платок, который хранит в себе не только ласковое тепло пуха, но и любовь к родному краю, чувство красоты, очарование души мастерицы. Оренбургский пуховый платок демонстрирует многообразие, красоту и загадочность. Изящество… Несмотря на большие трудности в вязании платок отличается высоким художественным качеством. Вязальщицы работают с вдохновением, вкладывают в дело много любви, вкуса, творчества и инициативы.

Такой платок – «паутинка» или шаль – изначально не выглядит пушистым. Изделие начинает пушиться в процессе носки. Носится такой платок очень долго.

Оренбургский пуховый платок – это изящество, элегантность, изысканность, красота. Он украсит любой костюм. Он оттенит очарование молодости и подчеркнет благородство зрелости. Он придаст женскому облику неповторимое своеобразие и загадочность. Это такое же чудо, как гжельская ваза или вологодское кружево.

Пуховые платки живут долго и передаются из поколения в поколения, согревая своим теплом и накопленной энергией предков.

В Оренбургской области вяжут не только вручную, но и на машинах. Машинные изделия красивые и менее дорогие, но не могут сравниться с платками ручной работы. Машины при вязке « рубят пух» и изделие становится более грубым

Оренбургский пуховый платок – это такая же неотъемлемая часть русской души, как русская тройка или русская песня.

Это история русской культуры, обрядов и традиций, это память человеческого сердец.

Оренбургский пуховый платок", из Оренбурга, демонстрирует многообразие, красоту и загадочность платков, давно ставших визитной карточкой не только Оренбуржья, но всей России.

Это такое же чудо, как гжельская ваза или вологодское кружево, хохломская роспись или дымковская игрушка. Это такая же неотъемлемая часть русской души, как русская тройка или русская песня. Оренбургский пуховый платок - это история русской культуры, обрядов и традиций, это память человеческого сердца.

Тянется пряжа от петельки к петельке: "снежинки", "ягодки", "лучики", "кошачьи лапки"... И рождается неповторимый своеобразный платок, который хранит в себе не только ласковое тепло пуха, но и любовь к родному краю, чувство красоты, очарование души мастерицы…