» »

Люди, которых вырастили животные: феномен Маугли. Шокирующие реальные истории про одичавших детей, выросших среди животных Дети которых вырастили животные

22.03.2024

Воспитанный отшельниками. На протяжении семнадцати лет он жил в землянке, где позже был брошен родителями. Сам молодой человек рассказал, что, со слов родителей, он был рожден в 1993 году в окрестностях села Кайтанак вне медицинского учреждения. Образование не получал, социальных навыков и представления о внешнем мире не имеет.

В ноябре 2011 года в Приморском районе Петербурга были обнаружены девочки-маугли - две сестры шести и четырех лет. Они никогда не ели горячей пищи, не умели говорить, а благодарность выражали, как собаки, пытаясь лизать взрослым руки. Родители девочек — алкоголики со стажем.

В феврале 2010 года сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних - без необходимого воспитания и в антисанитарных условиях. В частном доме жила хозяйка 1971 года рождения, ее дочь 1989 года рождения, восьмимесячный внук и две внучки, одной из которых исполнилось два года, а другой - два месяца. При этом старшая девочка в два года не говорила, а только мычала, мальчик в восемь месяцев выглядел как пятимесячный, а младшая девочка была истощена. Никаких документов на детей милиционеры не обнаружили.

В феврале 2010 года в одной из квартир Сормовского района , о котором не заботились родители. Его не кормили и не одевали, не следили за состоянием его здоровья, не занимались его развитием и обучением. Он родился с психическими отклонениями и ранее ходил в коррекционную школу. В связи с ненадлежащим уходом за ним состояние здоровья значительно ухудшилось.
Ребенка нашли благодаря соседям , которые начали его подкармливать и показали врачам. Мальчик плохо говорил и не помнил, когда последний раз мылся.

В июле 2009 года суд Железнодорожного района Читы лишил родительских прав родителей . По информации УВД, пятилетняя девочка ни разу не была на улице. Хозяева дома, где она жила, никого не впускали в квартиру, с соседями не общались, а на улице появлялись в основном для того, чтобы выгуливать своих питомцев. Несмотря на то, что малышка жила в трехкомнатной квартире с отцом, бабушкой, дедушкой и другими родственниками, она почти не разговаривала, хотя понимала человеческую речь.

В феврале 2009 года инспекторы по делам несовершеннолетних в одном из домов Ленинского района Уфы обнаружили трехлетнюю девочку, которая ела и спала вместе с собаками . Ее мать выпивала, промышляла на помойке. Девочка побаивалась людей, норовила, как собака, встать на четвереньки. Она не знала, что такое ложка.

В начале прошлого века английский писатель Джозеф Редьярд Киплинг сочинил удивительную сказку про Маугли, которого вырастили животные. В основу «Книги джунглей» легли истории, слышанные автором на службе в Индии. Там человеческие детеныши, воспитанные дикими зверями, не являлись диковинкой. А в Европе подобное существо ужасало каждого, ибо их рождение и жизнь были окутаны мраком тайн и загадок.

Зачастую связь детей и волков расценивали как оборотничество. Считалось, что дикие звери выращивали людей в своих стаях для того, чтобы те впоследствии приходили в города и совершали нужные волкам дела. Но это суеверие отошло на второй план, когда в Эпоху Просвещения лучшие умы Старого Света занялись изучением данной проблемы. Возник вопрос, в состоянии ли люди одичавшие или воспитанные животными адаптироваться в человеческом обществе? В конце концов, взялась же откуда-то древняя легенда об основателях Рима Ромуле и Реме, которых вскормила волчица.
Самым первым одичавшим мальчиком, зафиксированным в старинных рукописях, был ребенок-волк Гессе. Его обнаружили в зарослях неподалеку от небольшого городка местные жители в 1344 году. Это дикое существо сидело на четвереньках, зубы его были переломаны, ногти длинные, обломанные на концах, волосы сплошь в колтунах, Мальчик был абсолютно гол и наготы своей не стеснялся. Его поместили в приют при церкви, где пытались адаптировать к нормальной жизни. Учили ходить прямо, привязывая к ногам и рукам палки, что не дало результата. Говорить он тоже не научился, издавал только привычный для себя рык и вой. Ел лишь сырое мясо, и постоянно стремился сбежать на волю. Гессе возили по всем европейским странам, как диковину на показ. Умер он в раннем возрасте. А четверть века спустя в лесах Баварии охотники натолкнулись еще на одного ребенка-волка. Ему было двенадцать лет, и он повторил судьбу своего предшественника. Люсьен Мальсон, профессор из Франции, который решил воспитать подобного ребенка, после проведенного эксперимента писал в своих мемуарах: «Когда его привезли, дикого, совершенно голого и молчаливого, он умел только рычать и, подобно зверям, имел острые как бритва зубы, которые заострялись от постоянного глодания костей. Невозможно было определить, как долго он пробыл в джунглях, но его физическая сила и крепкое телосложение говорили о том, что он прекрасно приспособился к дикой жизни. В отличие от многих других детей-волков, мальчик прожил среди людей довольно долго - двадцать лет. Но, несмотря на самое терпеливое обучение, его достижения за этот длительный период были такими: он научился одеваться, прямо стоять, хотя для него это никогда не было легким делом, и пользоваться посудой. Начать говорить он так и не смог. Скончался от пиелонефрита». В 1803 году в местечке Овердайк в Голландии нашли дикого мальчик, возраст которого определить не смогли. Он отличался тем, что питался птичьими яйцами, птенцами или взрослыми птицами, которых ему удавалось поймать. Мальчик также умел великолепно подражать птичьим крикам.
Как выяснилось в процессе изучения даной проблемы учеными, на роль человеческой няньки отлично подходит не только волк, но и обезьяна. Так, в стае приматов, в густых джунглях южного Цейлона военные обнаружили маленького мальчика. Ребёнок был умственно отсталым. Поэтому родители бросили его посреди леса (такие вещи довольно часто практикуются в бедных странах). Вопреки всему, несчастный малыш выжил и даже смог втереться в доверие к приматам. Он научился имитировать их поведение, и обезьяны приняли его в стаю. В приюте, куда передали его военные, мальчика окрестили Тиссой. Первоначальное знакомство показало, что ребенок не умеет говорить, ровно стоять, есть из тарелки, сидит как мартышка. Благодаря терпению персонала и трудолюбию психологов, вскоре малыш перестал сбрасывать с себя одежду и даже стал есть ложкой. Со временем ученые разделили всех подобных найденышей на две группы: «ликантропов» - воспитанников волков, и «диких детей», которые по той или иной причине одичали. У детей Homo ferus, воспитанных волками, разные судьбы, но много общего. Они не испытывают эмоций, типичных для человека: любовь, радость. Никто из них, даже после работы с психологами, так и не научился смеяться. В основном они предпочитают молчать, а когда что-то не нравится, рычат или воют. Научить их прямохождению зачастую бывает невозможно. Они очень уверенно передвигаются на четырех конечностях.
Типичными «ликантропами» являются несколько десятков детей, которых удалось поймать по всему миру в разные годы и в разные века. Трудно судить о том, насколько сложно происходила адаптация всех зверо-людей. Бывали случаи, когда память, полученная в раннем детстве, восстанавливалась, и малыши впоследствии осваивались в человеческой среде. Другие так и умирали, как дикие звери в неволе. Еще одни своеобразный случай описан в Кабардино-Балкарии. Когда в край вошли немцы, двое молодых людей стали полицаями в свих деревушках, и верно служили новым хозяевам. Когда же битва за Северный Кавказ была проиграна, немцы с позором бежали, забыв про своих слуг.
Для того, чтобы избежать заслуженной кары, парни, взяв с собой две винтовки и огромный запас патронов, ушли далеко в горы. Там укрылись в самом глухом районе, который только можно было найти, и поселились в пещере. Всю провизию они добывали охотой и собирательством, питаясь кореньями, ягодами, грибами. Вдвоем они прожили восемь лет, даже не зная, что война давно закончилась. Потом один из друзей заболел раком горла, и его соратник прочищал ему горло от нараставшей опухоли, при помощи заостренного наперстка на ниточке. Тем не менее, друг умер в мучениях. А мужчина остался один, и еще более тридцати лет прожил в тотальной изоляции, добывая себе пропитание прежними методами.
Одежду он шил из шкур убитых животных, а однажды украл с кукурузного поля кошку, которая скрашивала его одиночество. Спустился к людям он через 35 лет и задал два вопроса: «Кончилась ли война?» и «Жив ли Сталин?» Узнав, что ничего ему не грозит, он успокоился. После бани шестидесятилетний мужчина выглядел на тридцать с небольшим. У него не было морщин, зубы никогда не болели. Тем не менее, в обществе он адаптироваться не смог и снова ушел в горы. Там он работал пастухом, стараясь не попадаться на глаза людям. За долгую историю было найдено немало подобных отшельников, которые жили в семьях волков, лис, обезьян. Мало кто из них смог адаптироваться к нормальной жизни. Практически все они умерли, не прожив и десяти лет. Остается загадкой, что заставляло животных принять их в свой коллектив. И каким образом им удавалось выживать в суровые зимы.

Если бы дети-Маугли не появлялись с пугающим постоянством и в современном мире, эту историю можно было бы считать мифом. Но, скорее всего, это чистая правда. В 1845 году жители мексиканского Сан-Фелипе стали свидетелями жуткой картины: на стадо коз, пасшихся у реки, напала стая волков, среди которых была… маленькая девочка, и она участвовала в охоте наравне с дикими животными. Через год девочка снова попалась на глаза людям — на этот раз ее застали за поеданием мертвой козы. Ребенка было решено поймать, что вскоре удалось, но человеком она уже не была: девочка, которую воспитала стая волков, не умела говорить, бегала на четвереньках и постоянно выла по‑волчьи, словно призывая стаю на помощь. В конце концов она сбежала. В следующий раз Лобо встретили только через 8 лет: уже не девочка, а скорее девушка играла у реки с двумя волчатами. Увидев людей, Лобо убежала, больше ее никто не видел.

Девочка-собака Оксана Малая, Украина

Оксана Малая родилась в Херсонской области в 1983 году. Она и ее многочисленные братья и сестры были детьми запойных алкоголиков, так что впоследствии медики предполагали, что у Оксаны, возможно, имелись врожденные ментальные нарушения. Но даже если бы их не было, вырасти иначе она не могла: все раннее детство(до 8 лет) Оксана, по сути, провела в сарае, где единственным ее воспитателем была собака. Когда в 1992 году Оксану забрали у родителей и привезли в детский дом, она вела себя как собака: на кровать предпочитала запрыгивать, если ей что-то не нравилось — могла зарычать или даже попытаться укусить. Из детского дома она часто сбегала на прогулки — и не с кем-нибудь, а с местной собачьей стаей. И хотя подобные прогулки замедляли прогресс, Оксане удалось научиться говорить и решить большинство поведенческих проблем. С 2001 года она живет и работает в Барабойском доме-интернате, заботясь о коровах и лошадях.

Популярное

Мальчик-птица Иван, Россия

Маленького Ваню из Волгограда забрали у матери в возрасте 7 лет. Женщина почти сразу написала отказ от ребенка: она не истязала сына, не злоупотребляла алкоголем и не страдала ментальными расстройствами. Ей просто не нужен был ребенок, а вот птицы были нужны: в двухкомнатной квартире, где жил Ваня со своей мамой, все свободные поверхности были заставлены птичьими клетками. Мать Вани кормила сына, но этим ее материнская забота и ограничивалась: она не выводила его из квартиры и вообще никак с ним не общалась. В итоге мальчику не оставалось ничего другого, кроме как общаться с птицами. Когда сотрудники опеки забрали его, Ваня пытался выражать свои мысли чириканьем и хлопаньем руками, как крыльями.

Девочка-собака Мадина, Россия

Когда трехлетнюю Мадину обнаружили работники социальных служб, она уже почти потеряла человеческий облик: малышка, родившаяся в неблагополучной семье, ходила голышом на четвереньках, рычала, лаяла и лакала воду из миски, как собака. Отец девочки бросил ее и исчез, мать почти всегда была пьяна, так что малышку воспитывали собаки, которых мать Мадины прикормила объедками. Поразительно, но стае четвероногих удалось не просто сохранить ребенку жизнь: физическое здоровье Мадины было в полном порядке. Психическое пришлось восстанавливать медикам и психологам.

Девочка-обезьяна Марина Чапман, Колумбия

Марина Чапман не помнит своего настоящего имени и не знает, кем были ее родители. В Колумбии 50-х годов похищение и торговля детьми были прибыльным бизнесом. Все, что помнит Марина о своем детстве: как она играла на улице — и вдруг ее схватили и утащили. Не знает она и того, кто были ее похитители и почему им пришлось бросить ее в джунглях. Оказавшись одна в дремучем лесу, девочка насмерть перепугалась. Она бродила вокруг, звала родителей и плакала, но джунгли были беспощадны: никто не отозвался. Она не имела понятия, как добывать еду или искать воду, так что довольно скоро оказалась на грани истощения.

Вскоре ее нашла стая обезьян-капуцинов, любопытных животных, которых очень заинтересовала эта« странная лысая обезьяна».

« Обезьяны, видимо, решили, что я не представляю опасности, и все захотели потрогать меня, чтобы познакомиться поближе. Они издавали звуки, словно переговаривались друг с другом, подбадривали друг друга и смеялись. Ко мне подошло сразу несколько обезьян, которые начали меня толкать, дергать мое грязное платье и копаться в волосах», — вспоминает Марина.

От отчаяния и потерянности Марина просто последовала за стаей обезьян-капуцинов, которые сами вскоре привыкли к ее обществу и не отвергали ее компании. С трудом, но девочка освоила все« премудрости» обезьяньей жизни. Во‑первых, если хочешь выжить, ты должна уметь лазать по деревьям. Временами она ночевала в пещере, но иногда спала прямо на ветках. Она научилась даже говорить на их языке: «У меня было огромное желание говорить и общаться. Я начала воспроизводить звуки, которые издавали обезьяны, для развлечения и чтобы слышать свой голос. Одна или несколько обезьян сразу отреагировали на то, что я „сказала“, и у нас завязалась „беседа“. Я очень обрадовалась. Это означало, что обезьяны обратили на меня внимание. Я стала имитировать производимые обезьянами звуки, стараясь делать это максимально похоже на то, как „говорят“ они».

Марина провела в обезьяньей стае 5 лет, но все же искала общества людей. Увы, оно не принесло ей ничего хорошего: Марину поймали браконьеры и продали в бордель. К счастью, она была слишком мала, чтобы обслуживать клиентов, и осталась прислугой при борделе. Вскоре ей удалось сбежать, и она сколотила собственную уличную банду. Однажды ее наняли работать в семью мафиози, и это время стало для Марины настоящим адом: ее никуда не выпускали, жестоко избивали и несколько раз пытались изнасиловать. В итоге Марине улыбнулась удача, как будто в качестве вознаграждения за все ее злоключения: добрая соседка Маруха отправила Марину из города к своей дочери, рискуя собственной жизнью.

Мальчик-курица, Фиджи

Сегодня мальчик, воспитанный курицами, уже взрослый мужчина, которому пришлось пережить страшное: более 20 лет он провел на больничной койке, привязанный к ней ремнями: врачи острова Фиджи просто не знали, что с ним делать.

А началось все со смерти родителей: отца мальчика-курицы убили, мать покончила с собой. Дед не нашел ничего лучше, как выгнать внука в курятник. Малыш, который еще не умел говорить, оказался в обществе кур и никогда не видел людей, кроме деда, приходящего его кормить. Обнаружили его совершенно случайно: он просто вышел из курятника прогуляться по дороге, но делал это как курица: передвигался на корточках, «клевал» камешки на дороге, хлопал« крыльями», щелкал языком и кудахтал. Ребенка-маугли увезли в больницу, но как лечить — не знали. В итоге он 20 лет провел привязанным к койке, как буйный больной. Сейчас человеком-курицей занимаются работники из нескольких благотворительных организаций, но им, скорее всего, не удастся ему помочь.

Кто из нас не знаком с трогательной повестью Редьярда Киплинга о «Лягушонке» Маугли - мальчике, выросшем в джунглях? Даже если вы не читали «Книгу джунглей», то наверняка смотрели мультфильмы по её мотивам. Увы, реальные истории детей, воспитанных животными, не так романтичны и сказочны, как произведения английского писателя и далеко не всегда заканчиваются хэппи-эндом.

Вашему вниманию - современные человеческие детёныши, у которых среди друзей не было ни мудрого Каа, ни добродушного Балу, ни отважного Акелы, однако их приключения не оставят вас равнодушными, ведь проза жизни гораздо интереснее и куда страшнее творчества даже гениальных писателей.
Мальчик из Уганды, усыновлённый мартышками


Джон Ссебунья
В 1988-м году 4-летний Джон Ссебунья убежал в джунгли после того, как свидетелем жуткой сцены - в ходе очередной ссоры между его родителями отец убил мать малыша. Шло время, но Джон так и не вышел из леса и жители деревни начали считать, что мальчик погиб.
В 1991-м году одна из тамошних крестьянок, отправившись в джунгли за дровами, вдруг увидела в стае верветок, карликовых зелёных мартышек, странное существо, в котором не без труда узнала маленького мальчика. По её словам, поведение мальчишки мало чем отличалось от обезьян - он ловко передвигался на четвереньках и без труда общался со своей «компанией». Женщина сообщила об увиденном жителям деревни и они попытались поймать мальчика. Как часто бывает с воспитанными животными детьми, Джон всячески сопротивлялся, не давая взять себя в руки, но крестьянам всё же удалось отбить его у обезьян. Когда воспитанника верветок отмыли и привели в порядок, один из жителей деревни узнал в нём беглеца, пропавшего без вести в 1988-м. Позже, научившись говорить, Джон рассказал, что мартышки учили его всему необходимому для жизни в джунглях - лазанью по деревьям, поиску пищи, кроме того, он освоил их «язык». К счастью, после возвращения к людям Джон без особо труда адаптировался к жизни в их обществе, у него обнаружились неплохие вокальные данные и сейчас повзрослевший угандский Маугли гастролирует с детским хором «Жемчужина Африки».
Читинская девочка, росшая среди собак


Саша Писаренко
Пять лет назад эта история оказалась на первых полосах российских и зарубежных газет - в Чите обнаружили 5-летнюю девочку Наташу, которая передвигалась по-собачьи, лакала воду из миски и вместо членораздельной речи издавала только лай, что неудивительно, ведь, как потом выяснилось, девочка практически всю жизнь провела в запертой комнате, в компании кошек и собак. Родители ребёнка не жили вместе и излагали разные версии случившегося - мать (так и хочется заключить это слово в кавычки), 25-летняя Яна Михайлова утверждала, что девочку у неё давно выкрал отец, после чего она не занималась её воспитанием. Отец, 27-летний Виктор Ложкин, в свою очередь, заявлял, что мать не уделяла Наташе должного внимания и до того, как он забрал малышку к себе по просьбе тёщи. Позже установили, что семью никак нельзя было назвать благополучной, в квартире, где помимо девочки, жили её отец, бабушка и дедушка, наблюдалась ужасающая антисанитария, не было воды, тепла и газа.
Когда её нашли, девочка вела себя, как самая настоящая собака - бросалась на людей и лаяла. Забрав Наташу у родителей, сотрудники органов опеки и попечительства поместили её в реабилитационный центр, чтобы девочка смогла приспособиться к жизни в человеческом обществе, её «любящие» папа и мама были арестованы.
Волгоградский узник птичьей клетки



История волгоградского мальчишки в 2008-м году потрясла всю российскую общественность. Родная мать держала его взаперти в 2-комнатной квартире, населённой множеством птиц. По неизвестным причинам мамаша не занималась воспитанием ребёнка, давая ему пищу, но совершенно с ним не общаясь. В итоге, мальчик до семи лет всё время проводил с птицами, когда его нашли сотрудники правоохранительных органов, в ответ на их вопросы он лишь «щебетал» и взмахивал «крыльями». Комната, где он жил, была заставлена птичьими клетками и просто переполнена помётом. Как сообщали очевидцы, мать мальчугана явно страдала психическим расстройством - она прикармливала уличных пернатых, брала птиц домой и целыми днями напролёт лежала на кровати, слушая их чириканье. На сына она совсем не обращала внимания, видимо считая его одним из домашних питомцев. Когда о «мальчике-птице» стало известно соответствующим органам, его отправили в центр психологической реабилитации, а 31-летнюю мать лишили родительских прав.
Маленький аргентинец, спасённый бродячими кошками


В 2008-м году полиция аргентинской провинции Мисьонес обнаружила бездомного малыша одного года от роду, который находился в компании диких кошек. Судя по всему, мальчик пребывал в обществе кошачьих по меньшей мере, несколько дней - животные, как могли, заботились о нём: вылизывали с его кожи присохшую грязь, носили ему еду и обогревали морозными зимними ночами. Чуть позже удалось выйти на отца мальчика, который вёл бродяжнический образ жизни - он рассказал полицейским, что несколько дней назад потерял сына, когда занимался сбором макулатуры. Папаша заявил офицерам, что дикие кошки всегда защищали его сына.
«Калужский Маугли»


2007-й год, Калужская область, Россия. Жители одной из деревень заметили в близлежащем лесу мальчика, которому на вид было около 10 лет. Ребёнок находился в стае волков, которые, видимо, считали его «своим» - вместе с ними он добывал пропитание, бегая на полусогнутых ногах. Позже сотрудники правоохранительных органов устроили облаву на «калужского Маугли» и обнаружили его в волчьем логове, после чего отправили в одну из московских клиник. Удивлению врачей не было предела - обследовав мальчика, они заключили, что хотя он выглядел как 10-летний, на деле ему должно было быть примерно 20 лет. От жизни в волчьей стае ногти на ногах парня превратились практически в когти, зубы напоминали клыки, его поведение во всём копировало повадки волков.
Молодой человек не умел говорить, не понимал по-русски и не отзывался на данное ему при поимке имя Лёша, реагируя, только когда его звали «кис-кис-кис». К сожалению, специалистам не удалось вернуть мальчика к нормальной жизни - всего через сутки после того, как он был помещён в клинику, «Лёша» сбежал. Его дальнейшая судьба неизвестна.
Воспитанник ростовских коз



В 2012-м году сотрудники органов опеки Ростовской области, придя с проверкой в одну из семей, увидели жуткую картину - 40-летняя Марина Т. держала своего 2-годовалого сына Сашу в загоне для коз, практически не заботясь о нём, при этом, когда ребёнка нашли, матери не было дома. Мальчик всё время проводил с животными, играл и спал вместе с ними, в результате, к двум годам он не смог научиться говорить и нормально есть. Стоит ли упоминать, что санитарные условия в комнате два на три метра, которую он делил с рогатыми «друзьями» не просто оставляли желать много лучшего - они были ужасающими. Саша был истощён от недоедания, когда его обследовали врачи, выяснилось, что он весил примерно на треть меньше, чем здоровые дети его возраста.
Мальчика отправили на реабилитацию, а затем в детский дом. Первое время, когда его пытались вернуть в человеческое общество, Саша очень боялся взрослых и отказывался спать в кровати, норовя забраться под неё. На Марину Т. было заведено уголовное дело по статье «Ненадлежащее исполнение родительских обязанностей», в суд направили иск о лишении её родительских прав.
Приёмный сын сторожевого сибирского пса


В одном из провинциальных районов Алтайского края в 2004-м году был обнаружен 7-летний мальчуган, которого вырастила собака. Родная мать бросила маленького Андрея через три месяца после его рождения, доверив заботу о сыне отцу-алкоголику. Вскоре после этого родитель также покинул дом, где они жили, по всей видимости, даже не вспомнив о ребёнке. Папой и мамой для мальчика стал сторожевой пёс, который кормил Андрея и по-своему воспитывал. Когда его нашли работники социальной службы, мальчик не умел говорить, передвигался только по-собачьи и с опаской относился к людям. Он кусался и тщательно обнюхивал пищу, которую ему предлагали.
Долгое время ребёнка не могли отучить от собачьих повадок - в детском доме он продолжал вести себя агрессивно, бросаясь на сверстников. Однако постепенно специалистам удалось привить ему навыки общения жестами, Андрей научился ходить по-человечески и пользоваться столовыми приборами во время еды. Воспитанник сторожевой собаки также привык спать в кровати и играть с мячом, приступы агрессии случались у него всё реже и постепенно сошли на нет.

Ванзина Е., Никишина Ю., Шкунова А..

Цель данной работы – определить, что составляет человеческую природу? Выяснить, наделён ли человек признаками человека от рождения, или приобретает их в результате общения с себе подобными?

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №78»

Заводского района города Саратова

Исследовательская работа

ДЕТИ «МАУГЛИ»

Никишина Юлия,

Шкунова Анна,

Ванзина Елена

ученицы 8 «Б» класса

Руководитель:

Емельянова Валентина Николаевна,

учитель биологии - химии

МОУ «ООШ № 78»,

высшей квалификационной категории

Саратов

2013 год

1. Введение_________________________________________3

2. Кто они – «дети Маугли»?__________________________4

3. «Дети Маугли» среди нас____________________________5

4. Признаки «синдрома Маугли»_______________________7

5. Возможен ли процесс восстановления человека?_________8

6. Заключение_______________________________________11

7. Список используемой литературы_____________________12

8. Приложения____________________________________13

Введение:

С экрана телевизора на меня смотрел страх. Скачущая на четвереньках пятнадцатилетняя девочка с неистовым лаем бросалась на телекамеру. Затем останавливалась, тяжело дышала, по-собачьи высунув язык, и продолжала носиться по зелёной поляне. Этой девочке поставили редчайший в мире диагноз – «синдром Маугли».

Все мы зачитывались в детстве «Маугли», а сотни мальчишек играли «в Тарзана». В сказке Киплинга о человеческом детёныше Маугли ребёнок, воспитанный животными, научился у них доброте, порядочности и, можно сказать, человечности. (слайд № 2)

У меня возник вопрос: Может ли такое случится в жизни? Может ли эта девочка, которая росла в собачьей будке, брошенная на произвол судьбы собственными родителями, приобрести такие же качества, стать полноценным человеком?

За всю обозримую историю человеческого рода зарегистрировано в документальной или устной форме чуть больше сотни случаев, когда дети росли вдали от людей, в одиночестве или в обществе животных, повадки которых перенимали. К сожалению, в настоящее время в средствах массовой информации все чаще стали встречаться сообщения о таких детях.

Цель данного проекта – определить, что составляет человеческую природу ? (слайд № 3)

Задачи:

  1. Выяснить, наделён ли человек признаками человека от рождения, или приобретает их в результате общения с себе подобными?
  2. Какова роль врождённого и приобретённого в развитии человека?
  3. Кто они «дети Маугли» ?
  4. Возможно ли восстановление человека?

Кто они – «дети Маугли»?

Карл Линней, создавший классификацию растений и животных, в 1758 году вводит в научный обиход термин Ноmo ferens, что означало «создание, полностью покрытое густыми волосами и не владевшее даром речи».

В качестве примера Линней описал несколько Ноmo ferens, среди них литовского «мальчика-медвежонка», ирландского «мальчика-овцу», двух пиренейских волосатых мальчиков и девочку-дикарку из Шампани.

Исследователями собран огромный материал о нескольких десятках «диких детей», выросших среди животных: (слайд № 4)

Первый «мальчик-волк» был обнаружен в 1344 г. в Гессене (Германия).

До 4-х лет он жил в норе, питался сырой пищей и находился под защитой волков.

В 1731 г. во Франции найдена 10-летняя девочка, у которой удлинились большие пальцы рук, позволявшие ей легко перелетать с дерева на дерево.

Дети «Мауги» - это люди, лишенные человеческого общества, дети, без вести пропавшие многие годы назад. Бывали случаи, когда ребенок рождался с какими-то отклонениями, и мать испугавшись, что ее обвинят в связях с нечистой силой, тайно уносила ребёнка в лес, в пещеры, в горы и там оставляла на верную гибель. Бывало и по другому: оставшись без присмотра родителей малыш заблудился и звери приняли его в свою семью. Иногда бывало, что самки зверей сами захватывали младенцев - это те самки, которые потеряли своих детенышей. Одичавшими становятся не только те дети, которые потерялись, но и те, которых специально держали в изолированной комнате, никогда не выпуская наружу.

(слайд № 5)

К сожалению, все чаще детей - Маугли стали находить не в лесу и не в джунглях, а рядом с нами, в городах и деревнях, в наше с вами время. Они живут совсем рядом, иногда - в соседних квартирах или домах, но чаще всего их находят по чистой случайности, и зачастую только тогда, когда необратимые изменения в их физическом развитии и психике уже произошли.

«Дети Маугли» среди нас.

Оказывается людей, выросших среди зверей, находят едва ли не каждый год. И судьба их складывается вовсе не как в сказке… (слайд № 6)

(слайд № 7)

Мальчик-кот. Осенью 2003 года в одном из домов деревни Горицы Ивановской области нашли 3-летнего Антона Адамова. Малыш вел себя словно настоящий кот: мяукал, царапался, шипел, передвигался на четвереньках, терся спиной о ноги людей. Всю недолгую жизнь мальчика с ним общалась только кошка, вместе с которой ребенка запирала 28-летняя родительница - чтобы не отвлекал от выпивки.

(слайд № 8)

Подольский мальчик-собака . В подмосковном городе Подольск в 2008 году был обнаружен семилетний ребенок, который жил в квартире со своей матерью, и, тем не менее, страдал "синдромом маугли". Фактически, воспитывала его собака: Витя Козловцев в совершенстве владел всеми собачьими повадками. Он прекрасно бегал на четвереньках, лаял, лакал из миски и уютно сворачивался калачиком на коврике. После того, как мальчика нашли, его мать лишили родительских прав. Самого Витю передали в "Дом милосердия" Лилит и Александра Гореловых.

(слайд № 9)

Мальчик из Реутова , ставший вожаком у собак. В 1996 году 4-летний Ваня сбежал из дома от пьющей матери, и ее хахаля - алкоголика. Пополнив собою двухмиллионную армию бездомных детей Российской Федерации. Пытался на московских окраинах клянчить пищу у прохожих, залез в мусорный контейнер и познакомился со стаей бродячих собак, с которыми поделился найденным съедобным мусором. Стали бродить вместе. Собаки защищали Ваню и обогревали зимними ночами, выбрали его вожаком стаи. Так прошло два года, пока Мишукова не задержала милиция, подманив его к заднему входу на кухню ресторана. Мальца отдали в детский дом.

(слайд № 10)

Скачущая на четвереньках пятнадцатилетняя девочка с Украины – Оксана Малая росла в собачьей будке, брошенная на произвол судьбы собственными родителями, и чудом выжила, питаясь молоком дворняг. В детском доме, куда её наконец-то забрали, девочке-собаке не нравится. Она изо всех сил стремится вернуться к прежней жизни – смешивает в одной тарелке все блюда и лакает оттуда по-собачьи, и при первой же возможности начинает передвигаться на четвереньках.

Самыми известными являются индийские девочки Камала и Амала, найденные в джунглях в 1920 году. Пока попечитель сиротского приюта в Миднапоре доктор Сингх не поймал сестер, встречавшие девочек в лесу местные жители считали их оборотнями. Сестры жили в стае волков и передвигались либо на коленях и локтях (при медленной ходьбе), либо на ладонях и ступнях (при быстром беге). Они не любили дневной свет. Девочки питались сырым мясом и самостоятельно пойманными цыплятами. Чтобы забрать девочек из волчьего логова, людям пришлось застрелить их «мать»-волчицу. На тот момент той малышке, которую позднее назвали Амалой, было около полутора лет, а той, которой дали имя Камала, – примерно восемь лет. Амала менее чем через год после начала жизни среди людей умерла от нефрита (воспаления почек). Камала прожила в условиях цивилизации около девяти лет. Она очень слабо адаптировалась к человеческой жизни: выучила всего лишь несколько слов и не смогла избавиться от привычки становиться на четвереньки.

В Китае в 1996 году был пойман двухлетний мальчик, живший вместе с пандами. Он ползал по земле на четвереньках и питался бамбуком. Тело ребенка из-за генетической аномалии было полностью покрыто волосами. Возможно, именно из-за этого суеверные родители когда-то отнесли младенца в лес и бросили его там.

В 2001 году в Чили поймали мальчика, который в 7 лет убежал из приюта со стаей собак. Ребенок два года бродил вместе с псами по улице, убегая от пытавшихся схватить его полицейских.

Известно множество других примеров:

Волгоградский мальчик-птица.

Уфимская девочка-собака.

Вяземская девочка-Маугли.

Девочка-собака из Читы и многие другие.

(слайд №11)

Дети, воспитанные животными, страдают заболеванием –"синдром Маугли".

(слайд № 12)

Признаки «синдрома Маугли».

По мнению кандидата психологических наук, преподавателя кафедры "Специальной и клинической психологии" Галины Алексеевны Паниной "синдромом Маугли" называют совокупность синдромов, которые демонстрирует ребенок, выросший вне социальной среды.

Среди общих признаков "синдрома Маугли" выделяют нарушения речи или неумение говорить, неспособность к прямохождению, десоциализацию, отсутствие навыков пользования столовыми приборами, боязнь людей. При этом у них часто отменное здоровье и гораздо более устойчивый иммунитет, чем у людей, живущих в обществе. Часто психологи отмечали и то, что человек, который провел среди животных достаточно долгое время, начинает себя идентифицировать с "собратьями".

Страшный диагноз «Синдром Маугли» – необратимость дефектов психического развития – один из редчайших в медицине, но медикам придётся ставить его, пока общество не научится заботится о несчастных детях, лишённых внимания родных, пока не перестанет перекладывать на звериные лапы то, что является его прерогативой, пока не поймёт, что теряет человека самым ужасающим образом – потерей его души.

Возможен ли процесс восстановления человека?

(слайд № 13)

Социальная изоляция в первые месяцы и годы жизни человека может привести к тяжелой эмоциональной неустойчивости и умственной отсталости, в том числе к так называемому "синдрому Маугли". Отсутствие общения у ребенка ведет к аномалии формирования клеток, изолирующих нейроны, и замедлению связи между различными областями мозга.

Американские ученые-нейрофизиологи из Гарвардской медицинской школы в Бостоне провели исследование. Одну группу новорожденных детенышей мышей изолировали от сородичей, а вторых оставили развиваться в нормальной среде. Через две недели исследователи сравнили мозг грызунов из этих групп. Как выяснилось, у изолированных мышей произошло нарушение работы клеток, вырабатывающих вещество миелин, которое отвечает за оболочку нервных волокон. Миелин защищает нейроны от механических и электрических повреждений. Нарушение выработки этого вещества является причиной таких заболеваний, как рассеянный склероз.

По результатам исследования, в мозге мышей, находившихся в изоляции, вырабатывалось значительно меньше миелина, чем в мозге их социализированных собратьев. Ученые не исключают, что аналогичная взаимосвязь существует и у людей. Вполне возможно, что такие же процессы происходят и при развитии так называемых детей-маугли.

(слайд № 14)

На вопрос, возможен ли процесс восстановления человека после долговременного пребывания вне человеческой среды в социум, специалисты не дают однозначного ответа: все слишком индивидуально. В том случае, если у человека вовремя не сформированы какие-либо из функций, позже восполнить их практически невозможно. Как отмечают специалисты, после 12-13 летнего порога неразвитого человека возможно только "надрессировать" или, в некоторых случаях, минимально адаптировать в социальную среду, но можно ли его социализировать как личность - большой вопрос. Если ребенок попадает в звериное сообщество до того, как у него сформируется навык прямохождения, то передвижение на четвереньках станет единственно возможным способом на всю жизнь - переучить будет уже невозможно.

(слайд № 15)

Юрий Левченко, кандидат психологических наук, говорит, что в период до пяти лет у ребенка закладываются элементы общения и психосоматические функции (Приложнение № 1). У детей, находящихся в изоляции нет психосоматической устойчивости, да и элементы общения при полном его отсутствии не выработаются. Прежде всего, ребенок должен общаться с себе подобными. Ребенка, который до этого возраста не имел никаких контактов с людьми, вылечить сложно.

Две сестры, отобранные у стаи волков, обе умерли; младшая – практически сразу, а старшая – спустя несколько лет, так и не научившись говорить

Подольский мальчик – собака, Витя Козловцев, за год научился ходить, говорить, пользоваться ложкой и вилкой, играть и смеяться.

Оксану Малую долгие годы очеловечивали. Научили строчить на машинке, вышивать, считать до двадцати. Но без присмотра ее оставлять было нельзя. Повзрослевшую девушку перевели в интернат для взрослых, где ей разрешается общаться с лучшими друзьями - дворовыми собаками. И помогать ухаживать за коровами. Уже повзрослевшая, девочка-собака постепенно деградирует. Несмотря на все старания воспитателей и учителей, она не умеет читать и писать, хотя умела ещё год назад. С трудом стоит на двух ногах, на вопрос: «Что ты любишь делать больше всего?» отвечает: «Качаться по траве и гавкать», а на вопрос: «Кто ты? Ты человек?», девочка, скаля зубы, даёт душераздирающий ответ: «Нет, я животное, я собака».

(слайд № 16)

Известны случаи когда «детям Маугли» удавалось выжить среди людей. Десятилетний мальчик жил с обезьянами в течение трех лет, но смог