Конспект НОД "Секреты волшебницы воды" план-конспект занятия (старшая группа) на тему. Открытое занятие "Волшебница -вода" план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему Конспект открытого занятия волшебная вода
Программные задачи:
Конкретизировать и систематизировать знания детей о воде: зачем она нужна, для чего ее используют. Формировать познавательные процессы (память, мышление, восприятие); безопасное поведение на воде. Развивать логическое мышление; чувство радости от единения с природой. Воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту). Воспитывать внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия: лаборатория, лаборант, колба, круговорот воды в природе, жидкость, пар, конденсируется.
Предварительная работа : чтение стихотворений о воде.
Материалы и оборудование: доска, вода в стакане, белый лист бумаги, пуговица, пустой стакан, колба, бутылка, кусочки льда, салфетки, электрочайник, стекло.
Ход занятия .
Приветствие.
Заходит «Волшебница-вода »: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я «Волшебница-вода». Сегодня мы будем с вами работать в лаборатории, проводить опыты.
Звучит запись фонограммы: «журчание ручейка».
Послушайте и определите, что это за звуки: (вода журчит, разговаривает, булькает, льется и.т.д.). Правильно, это шум ручейка. Именно о воде сегодня мы с вами будем говорить. Послушайте стихотворение Н. Рыжовой
«Волшебная вода».
Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
Скажите, для чего нужна вода человеку? (Ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (Ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую воду, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (Ответы детей.) Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Если плавать не умеешь, не заходи глубоко в воду и, не в коем случае, нельзя купаться без присмотра взрослых. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с ее состояниями и некоторыми свойствами.
Физминутка «Ручеек».
Заходит «Волшебница-вода».
Игра «Где живет вода?»
Воспитатель передает детям микрофон по кругу. Каждый должен дать ответ: Вода живет… в реке (озере, ручье, болоте, море, кувшине, стакане, кране, водопроводе, человеке, бассейне, чашке, бутылке, луже и т. д.).
Сегодня мы познакомимся с водой поближе, узнаем какие тайны она скрывает, в чем ее волшебство. А в этом нам поможет Волшебница-вода. Проходите в лабораторию. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведем опыты по исследованию воды. Но прежде, чем мы приступим к опытам, мы вспомним правила безопасности:
Нужно четко выполнять инструкции воспитателя, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые назовет воспитатель. Возьмите стакан с водой, понюхайте, попробуйте на вкус, посмотрите какого цвета. Что мы можем сказать? Вывод: вода – это жидкость, она не имеет запаха, не имеет вкуса, прозрачная.
Ребята, возьмите по кубику льда в руку. Что мы видим? (льдинки тают и опять превращаются в воду.) - Значит, лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии (кладут льдинки в тарелочки и вытирают руки салфеткой).
Рассказ сказки «Как ослик спасся».
Как-то раз, два ослика возвращались домой с рынка. Один нес тяжелые мешки с солью, а другой – легкие губки из поролона. По дороге им нужно было переплыть речку. Вошли ослики в воду и поплыли. Одному было легко, и он быстро переплыл речку, а другому пришлось приложить немало усилий, чтобы сделать это и не утонуть. Но когда они пришли домой, оказалось, что только один ослик донес свою ношу.
Вопросы к детям:
Кому из осликов легко было переплыть речку и почему?
Почему ослику, который вез поролоновые губки, плыть было тяжелее?
Кто из осликов принес свою ношу домой?
Чтобы проверить наши ответы, давайте поставим опыт.
Пальчиковая гимнастика.
Раздаточный материал: емкость с водой, мешочек из ткани (2 х 3 см) с солью.
Воспитатель. Вы утверждаете, что соль в воде растворилась, и ослик привез пустые мешочки. Возьмите наши мешочки. Они из ткани, а внутри них находится соль. Опустите их в емкость с водой. Что происходит? (Ответы детей.) Правильно, соль растворяется, и мешочек становится пустым.
Раздаточный материал: емкость с водой, поролоновые губки размером 2 х 3 см.
Воспитатель. А сейчас возьмите кусочки поролона и опустите их в воду. Что с ним происходит? (Они впитывают воду и становятся тяжелыми, но не тонут.) Вот почему ослику пришлось приложить немало усилий, чтобы спастись.
Подвижная игра «Волшебные капельки »
Игра «Верно - неверно».
Ребята, будьте внимательны. Если вы согласны с утверждением, говорите «Верно», если нет - «Неверно».
Скажите, вы воду бережете?
Ребенок читает стихотворение:
Воду попусту не льем,
Мы водичку бережем.
Вода – это счастье земли.
Вода – это чудо земли.
Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Вы многое узнали о воде сегодня на занятии. Всем расскажите об удивительных свойствах воды. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами.
«Волшебница-вода»: Вы самые умные, самые любознательные дети на свете. За то, что вы участвовали в проведении опытов, я хочу вам подарить этот диск с мультфильмом « По дороге с облаками».
Воспитатель благодарит и предлагает посмотреть мультфильм после занятия.
Конспект занятия в детском саду по познавательной деятельности подготовила воспитатель БУРДУКОВА Н. Ю., детский сад «Солнышко», п. Преображение. Тема занятия в детском саду: Вода. Занятие предназначено для детей старшей группы.
Цель занятия в детском саду
- развивать знания детей о значении воды, закреплять знания о разнообразном состоянии воды, её свойствах;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Материал для занятия в детском саду
- стаканчики с водой;
- емкости с песком и сахаром;
- чайные ложечки;
- термос с кипятком;
- зеркало;
Ход занятия в детском саду
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у Вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё Вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею Вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: — Ребята, какую воду и где вы сегодня видели? (В помещении, на улице) Для чего нужна вода? (Пьём, моемся, стираем, поливаем цветы) Какие свойства воды вы знаете? (Жидкая, без цвета, без запаха, принимает форму сосуда, в которой находится) Как можно изменить цвет воды? А можно ли изменить запах воды? А вкус? А какой песок можно растворить в воде?
Опыт 1:
В один стаканчик дети положили обычный песок, в другой сахарный. Пробуют размешать. Что получается? Сахар растворился, а песок нет. Если бы сахар в воде не растворился, пришлось бы пить несладкий чай или компот.
— Дети, а почему нельзя пить морскую воду? (Потому что в ней растворено множество разных солей и минералов, которые приносят с собой реки и она горькая.)
— А в каком состоянии бывает вода? (В жидком, твёрдом, газообразном.) Какие загадки вы знаете о воде?
Загадки о воде
1. Меня ждут, не дождутся,
А как завидят – разбегутся.
/Дождь/
2. Над тобой и надо мной
Пролетел мешок с водой.
Наскочил на дальний лес
Прохудился и исчез.
/Дождевая туча/
3. С неба — звездой,
На ладошку — водой.
/Снег/
4. Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
/Сосулька/
5. Сам вода, а по воде плавает.
/Лёд/
6. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой застлали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем – не найдём.
/Роса/
7. Кругом вода, а с питьём беда.
/Море/
Воспитатель: — Ребята, давайте проверим, правда ли, что пар — это тоже вода.
Опыт 2:
Воспитатель открывает термос с кипятком, показывает детям пар. Помещает под паром зеркало. На нём выступают капельки воды, показывает их детям.
— А как доказать, что лёд это тоже вода? (Подержать лёд в тепле или в воде, чтобы он растаял.) А в какой воде лёд быстрее растает?
Опыт 3:
Воспитатель даёт детям льдинки, дети опускают их в свои стаканчики с холодной водой. А воспитатель свою льдинку опускает в стакан с горячей водой.
— А пока наши льдинки тают, скажите: откуда берётся вода в кране? (Сначала вода течёт в реке, потом насосы закачивают её в трубы, и по ним вода попадает в дома.)
Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нём
Как мы это назовём?
/Водопровод/
Игра ХОДЯТ КАПЕЛЬКИ ПО КРУГУ
— А в речке откуда вода? Давайте поиграем в игру «Ходят капельки по кругу». Я мама Тучка, а вы дети-капельки. (Звучит музыка дождя.) Капелькам пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю, прыгают, веселятся. (Дети разбегаются по комнате, танцуют.) Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Дети по несколько человек образуют цепочки, двигаются по комнате.) Встретились ручейки и стали одной большой рекой. (Цепочки соединяются в одну.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла речка, текла и попала в большой-пребольшой океан. (Дети образуют круг.) Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. (Появляется Солнышко, танцует.) Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. (Дети поднимаются на носочки, поднимают руки вверх.) Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.
— Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без Вас соскучилась. Полетаем над землёй, а потом я вас опять отпущу.
— А теперь посмотрим, где лёд быстрее растаял, стал ли он водой? (Дети отвечают.)
— А кому, кроме нас, людей нужна вода? Как её нужно беречь? (Зря не лить, не загрязнять, даже на заводах есть специальные очистительные сооружения, чтобы грязная вода не попала в реку.)
Не умыться, не напиться,
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдёт немного лет –
И нет водицы
Нет, нет, нет.
— Молодцы, ребята! Много сегодня узнали о волшебнице-воде, и поэтому она покажет вам ещё одно своё волшебное свойство.
Воспитатель опускает в стаканчик с водой каждому ребёнку комочек цветной бумаги, это вырезанный цветок, сложенный лепестками к середине. Вода проникает в волокна бумаги и на глазах у детей распускаются бумажные цветы.
НА ЗАМЕТКУ. Демонстрационный материал по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru .
Екатерина Александрова
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода»
Тема занятия : значение воды в жизни всех живых существ.
Возраст дошкольников : старшая группа (5-6 лет)
Цели и задачи :
Продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода-растворитель ).
Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.
Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ.
Развивать навыки проведения лабораторных опытов
Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия .
Развивать социальные навыки, умение работать в группе , договариваться.
Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Совершенствовать навык аккуратного закрашивания изображения, наклеивания рисунка на основу, создания коллективной композиции.
Предварительная работа :
Рассматривание карты мира
Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде
-беседа на тему : «Круговорот воды в природе»
Оборудование и материалы :
Иллюстрации на тему «Вода »
Капельки воды, изготовленные из бумаги
Аудиозапись со звуками воды
Стаканчики, вода , молоко, сахар, мелкие игрушки, марля
Цветные карандаши, клей, салфетки
Заготовка панно «Речка»
Трафареты рыб
Виды детской деятельности, используемые на занятии : (экспериментирование, изобразительная деятельность, игра, беседа) .
Место проведения : групповое помещение .
Ход занятия:
В : Ребята, для того, чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь, отгадайте загадку :
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без …
(воды)
В : Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем, узнаем новое, будем рассуждать, играть.
Игра «Мама Тучка»
В : Давайте представим, что я-мама Тучка, а вы мои детки. Делайте все, что я скажу.
Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками воды) . Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими, веселыми ручейками (дети берутся за руки) . Встретились ручейки и стали большой рекой (соединяются в одну цепочку) . Плывут капельки в реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод, двигаются по кругу) . Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчики)
В : Какое явление связанное с водой мы показали сейчас в игре? Кто помнит?
Д : Круговорот воды в природе.
В : Где встречается капелька воды?
Д : В капельке дождя, речке, океане.
В : Ребята, а вы знаете, что у нас в группе тоже живут сестрички- капельки? Тогда давайте покажем нашим гостям, что они делают, эти сестрички, у нас в группе и какую пользу приносят.
Дети с воспитателем идут по группе , делают остановки :
1)уголок природы :
В : Почему мы остановились здесь, в уголке природе?
Д : Потому что растениям нужна вода для жизни .
В : Как мы даем растениям воду?
Д : Поливаем их, моем листья, опрыскиваем.
В : Что будет, если мы перестанем давать растениям воду?
Д : Они засохнут, завянут.
В : Чтобы этого не случилось, не будем забывать о поливе растений.
Оставим здесь сестричку-капельку?
Д : Да! (приклеиваем капельку)
В : Где еще нужна вода в группе ?
2)в туалетной комнате, в умывальнике.
В : Для чего нам там вода ?
Д : Чтобы смывать, мыть руки, умываться.
В
Д : Да! (приклеиваем капельку)
3)игровой уголок.
В : А здесь где вода нужна ? для чего?
Д : Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду
В : Оставим здесь сестричку-капельку?
Д : Да! (приклеиваем капельку)
4)к мойке младшего воспитателя
В : А здесь где вода нужна ?
Д : Чтобы мыть посуду, протирать столы, чтобы мы могли попить воды.
В : Здесь оставим сестричку-капельку?
Д : Да! (приклеиваем капельку)
В : Ну вот, уважаемые гости, сколько в нашей группе живет сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу.
В : Как вы думаете, откуда у нас в домах и в д/с берется вода ?
Д : Из крана.
В : А в кран как попадает?
Д : По трубам вода из большой речки течет или из озера.
В : Как называются эти трубы?
Д : Водопроводные (картинка) .
В : Повторим все вместе
В : Подумайте, что будет, если мы не будем закрывать краны дома и в д/с?
Д : Мы будем тратить много воды
В : А в некоторых странах, в жарких, в Африке, вода очень ценный продукт, ее очень мало, к ним ее привозят из других стран. (картинка)
В : Что нам нужно делать, чтобы не тратить воду зря?
Д : Если мы помыли руки, лицо, не забывать закрывать кран.
В : Что же такое вода ? Какими свойствами она обладает? Все это мы попробуем выяснить в нашей лаборатории. Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории :
Не шуметь - этим мы мешаем другим
Аккуратно обращаться с посудой и другими принадлежностями для опытов
Слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опытов
Закончив наблюдение, сделать вывод
В : Молодцы! все правила вы помните. Ну что ж, приступим.
В : Перед вами 2 емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая ?
Д : Нет, одна - чистая, другая- грязная.
В : Какую воду мы используем в обычной жизни? Какую пьем? Какой умываемся?
Д : Чистой.
В : Как вы думаете, в речках течет чистая вода ?
Д : Нет.
В : Чем она м. б. загрязнена?
Д : Грязными сточными водами (картинка)
В : Повторим все вместе.
В : А как вы думаете, очистить грязную воду можно?
Д : Да.
В : Что для этого используют?
Д : Очистные сооружения, фильтры (картинка)
В : Повторим все вместе.
В : Очистные сооружения м. б. очень большими, для каждого города они свои. Там грязная вода отстаивается , очищается специальными средствами и только потом она пригодна к использованию. В домах и квартирах воду могут очищать дополнительно. Для этого используют фильтры (картинка)
В : Сейчас и мы с вами попробуем очистить грязную воду. Для этого я возьму марлю, сложенную в несколько раз и пропущу через нее грязную воду. Что у нас получается?
Д : Вода становится чистой .
В : А что стало с марлей?
Д : Грязная стала.
В : Вот почти также работают очистные сооружения и фильтры.
В : Давайте еще раз повторим, какую воду мы используем в обычной жизни?
Д : Чистую.
В : А для жизни растений, животных, рыб какая необходима вода ?
Д : Тоже чистая.
В : Этот опыт провела я, а сейчас вы будете проводить свои опыты.
1 опыт : прозрачность воды.
Опускаем в стакан с молоком мелкую игрушку, видна она или нет? Затем в стакан с водой.
Делаем вывод : вода прозрачная (выставляем схему к опыту)
2 опыт : есть ли запах у воды?
Детям предлагается понюхать воду, налитую в стаканчики.
Делаем вывод : вода не имеет запаха (выставляем схему к опыту)
3 опыт : есть ли вкус у воды?
Детям предлагается попробовать воду, налитую в стаканчики.
Делаем вывод : вода не имеет вкуса (выставляем схему к опыту)
4 опыт : вода-растворитель
Детям предлагаем опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.
Делаем вывод : вода-растворитель (выставляем схему к опыту)
В : Какой стала вода ?
Д : Сладкой.
В : Где в жизни мы можем наблюдать это свойство воды?
Д : Когда пьем чай за завтраком.
В : Итак, подведем итог эксперимента. Какими свойствами обладает вода ?
Д : Вода обладает многими свойствами : -прозрачность
Не имеет запаха
Не имеет вкуса
-вода-растворитель
В : Вода - одно из самых удивительных веществ на земле.
Молодцы! Хорошо поработали! А сейчас немного отдохнем :
Физминутка : К речке быстрой мы спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно :
Вместе раз-это брасс
Одной, другой - это кроль
Все, как один, плывем, как дельфин
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Творческая работа :
В : Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой воде могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столе есть рыбки из бумаги, но вам нужно сделать их яркими, то есть раскрасить. Перед вами на столах цветные карандаши, фломастеры и образцы рыбок. Придайте им цвет и запустите в речку (приклейте) . Старайтесь все выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.
Самостоятельная работа детей. Играет тихая, спокойная музыка (звуки воды)
В : Молодцы, дети! Какая веселая, чистая речка у вас получилась. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. А сейчас расскажем стихотворения, которые мы специально выучили для этого занятия .
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде
В луже, в речке, в океане,
И в водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда.
Без нее вам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без нее вам не прожить!
Вы ее в пруду найдете
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда,
Наша спутница-вода !
В : Молодцы, ребята! Вы показали нашим гостям хорошие знания о сестричках-капельках. На память о нашем занятии я дарю вам волшебную капельку , которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.
На этом наше занятие окончено .
Программное содержание: Образовательные задачи: дать детям знания о том, что вода имеет три агрегатных состояния: твердая (снег, лед), газообразная (пар), жидкая.
Расширять знания детей о значении воды в жизни человека (вода- источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека).
Закрепить знания о свойствах воды и снега.
Развивающие задачи: развивать у детей внимание, память, мышление, связную речь, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к экспериментированию, аккуратность в работе, умение работать сообща.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова: лаборатория, лаборант, опыты.
Материал: Демонстрационный: презентация на тему: «Вода», глобус, термос с кипятком, зеркало, ноутбук, экран для проектора.
Раздаточный: 2 стакана с водой, снег и лед на игрушечных тарелочках, пластмассовые игрушечные ложечки.
Интеграция образовательных областей:
Познание; Коммуникация; Чтение художественной литературы; Музыка; Физическая культура.
Виды деятельности: игровая, экспериментальная, коммуникативная, чтение художественной литературы.
Предварительная работа:
1) Рассматривание иллюстраций: «Дождь», «Зима».
2) Знакомство с глобусом.
3) Загадывание загадок о воде.
4) Чтение произведений: К.Д.Ушинского «Ручеек», И.Р. Смольянова «Красота воды», И.М. Новикова «Удивительные капельки».
5) Наблюдение за состоянием воды в природе.
6) Проведение опытов с водой: «У воды нет вкуса», «Вода не имеет запаха», «Вода прозрачная», «В воде одни вещества растворяются, а другие - нет», «Тонет - не тонет».
Ход непосредственной образовательной деятельности:
(Дети заходят в группу и здороваются с гостями)
I. Вводная часть (Звучит музыка дождя).
Воспитатель рассказывает: Жил-был дождик. Он любил гулять по улицам, стучать по крышам домов. В дождике было много- много весёлых капелек (Смех в магнитофонной записи)Одна такая капелька и пришла к нам в гости. Зовут капельку Капитошкой. Поздороваемся с Капитошкой. (Воспитатель показывает детям капельку и прикрепляет ее на доску). Капелька сегодня будет с нами.
II. Основная часть:
Воспитатель: Как вы думаете, где живёт капелька?
Дети: Капелька живет в воде.
Воспитатель : Верно, она живет в воде. Кто знает стихотворение о воде?
(Ребенок читает стихотворение):
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем мы сегодня с вами будем рассказывать капельке?
Дети: Сегодня мы будем говорить о воде.
Воспитатель: Правильно. Мы поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Пройдем, присядем на стулья, посмотрим, сколько воды на Земле. (Детям предлагают посмотреть презентацию «Вода» на экране)… Повторим, где в природе встречается вода? (Ответы детей). Для чего нужна вода человеку?
Дети: Вода нужна для того, чтобы пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье, поливать растения.
Воспитатель: Молодцы, все правильно сказали. А сейчас представим себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет?
Дети: Все живое на планете погибнет.
Воспитатель: Правильно, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет. В нашем организме тоже много воды. На Земле вода везде. Скажите, какая модель Земли есть у нас в группе?
Дети: У нас есть глобус.
Воспитатель: Верно (Детям показывают глобус). Вот глобус. Такой видят нашу планету космонавты из космоса. Какой формы наша планета?
Дети: Планета Земля круглой формы.
Воспитатель: Молодцы. А каким цветом окрашены моря и океаны на глобусе?
Дети: Моря и океаны окрашены голубым цветом.
Воспитатель: Нашу Планету поэтому называют «голубой планетой». Как называются все моря и океаны на Земле? (Предположения детей). Вся вода на Земле составляет единый Мировой океан… Давайте поиграем в игру » Какая бывает вода«. (Воспитатель бросает детям мяч и дети называют свойства воды).
Дети: Вода бывает прозрачная, она без вкуса, без запаха, в воде одни предметы растворяются, а другие - нет, вода выталкивает легкие предметы, а тяжелые предметы в воде тонут и т.д.
Воспитатель: Вы понравились Капитошке. А сейчас поиграем в игру «Сугроб».
(Проводится Физкультминутка)
Воспитатель: Посмотрите, сколько снега лежит на улице. А как образовались сугробы, вы знаете?
Дети: Снежинки опускаются все ниже и ниже и ложатся на землю рядом друг с другом, друг на друга.
Воспитатель: Представьте, что вы снежинки. На улице снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют и, кружась, медленно опускаются на землю. Вот они опустились все ниже и ниже и тихо ложатся на землю рядом друг с другом. Выпало так много снежинок, что образовался сугроб.
(Дети танцуют, кружатся под спокойную классическую музыку. Собираются вместе и образуют «сугроб»).)
Воспитатель: Ребята, а ещё мы с вами знаем, что с водой можно играть и проводить опыты. Опыты с водой проводят в лаборатории. А вы хотели бы сами провести опыты, и узнать, какой разной может быть вода? (ответы детей).
А сейчас мы с вами пройдем в нашу лабораторию и продолжим разговор о воде. Скажите, что обозначает слово «лаборатория»?
Дети: Это помещение, где проводят опыты.
Воспитатель: Почему лаборанты работают в белых халатах? (Закрепить в речи детей слова: лаборатория, лаборант, опыты)
Дети: В лаборатории очень чисто, там не должно быть посторонних запахов, звуков, пыли. (Дети проходят в «лабораторию»).
Воспитатель: Пройдите в лабораторию. Капельку тоже возьмем в лабораторию, пусть учится вместе с нами делать опыты. (Дети надевают халаты, присаживаются на стульчики). В лаборатории нужно вести себя тихо, сидеть прямо, не мешать друг другу.
Поиграем в игру: «Подскажи словечко». Я прочту стихотворение- загадку, а вы добавите соответствующее слово:
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю…(снег).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …(снежки).
С неба все скользят пушинки
Серебристые…(снежинки).
Словно в белый пуховик
Нарядился (снеговик).
На поляну, на лужок
Все снижается …(снежок).
Рядом снежная фигурка,
Это девочка …(снегурка).
Вот веселье для ребят-
Все сильнее…(снегопад).
На снегу-то, посмотри-
С красной грудкой…(снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил…(снег).
Какие слова вы отгадали в этих загадках? Повторите.
Дети: Снег, снежки, снежинки, снежок, снегопад, снеговик, Снегурка, снегири.
Воспитатель: Чем похожи все эти слова?
Дети: Слова похожи на одно слово- снег.
Воспитатель: Правильно. Что можно сказать о снеге? Какой он?
Дети: Снег холодный, мягкий, белый, пушистый, легкий…
Воспитатель: А теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем со снегом. Что такое снег?
Дети: Снег- это вода. Это замерзшие капельки воды.
Воспитатель: Положите немного снега ложечкой на ладошку и посмотрите, что же случилось?
(Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит).
Дети: Снег тает, превращается в воду.
Воспитатель: А теперь возьмите ложечкой кусочек льда. Что такое лед?
Дети: Лед - твердая вода.
Воспитатель: Положите снег в один стакан с водой, а лед - в другой в стакан с водой. Что происходит?
(Дети проводят опыты - опускают снег и лед в воду).
Дети: Они тают.
Воспитатель: Правильно, они постепенно уменьшаются, превращаясь в воду. Обратите внимание на время, за которое тают снег и лед.
Дети: Снег тает быстрее, а лед - медленнее.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что легче - лед или вода?
Дети: Лед легче воды.
Воспитатель: Верно. А как вы догадались?
Дети: Когда мы отпустили лед в воду, он не тонул.
Воспитатель: Молодцы. Что вы видите у меня на столе?
Дети: На столе стоит термос.
Воспитатель: В термосе горячая вода. Сейчас я открою крышку, а вы внимательно следите (Воспитатель открывает крышку термоса). Что вы заметили?
Дети: Из термоса выходит пар.
Воспитатель: Это можно проверить, поместив зеркало над паром (Воспитатель держит зеркало над паром, показывает детям капельки пара на зеркале).
Что вы видите на зеркале?
Дети: На зеркальце видны капельки воды.
Воспитатель: Это пар. Какой вывод можно сделать из всех проделанных опытов?
Дети: Снег, лед, пар - это вода.
Воспитатель: Снег и лед - твердое состояние воды, пар - газообразное состояние воды. Вода в стакане - жидкое состояние воды. Вот и закончились наши опыты. Капитошке они очень понравились. Предлагаю снять халаты и подойти к доске.
III. Заключительная часть:
Воспитатель: Все вы сегодня правильно отвечали. А теперь Капитошка приглашает вас ещё раз подойти к схемам и вспомнить, что нового о воде вы узнали сегодня? Какие свойства воды мы повторили? В какие игры играли?
Дети: Мы сегодня много говорили о воде. Мы узнали, что пар, снег, лед- это тоже вода. Повторили, что вода бывает прозрачная, она без вкуса, без запаха, в воде одни предметы растворяются, а другие - нет, вода выталкивает легкие предметы, а тяжелые предметы в воде тонут. (Дети повторяют по схеме). Мы были лаборантами, проводили опыты. Играли в игры: «Сугроб», «Подскажи словечко».
Воспитатель: Спасибо всем за работу. Нам с Капитошкой очень понравилось с вами работать. Оставим капельку в группе до весны? (Дети соглашаются, прощаются с гостями).
Открытое занятие в старшей группе «Волшебница вода»
Программное содержание :
Закрепить с детьми некоторые свойства воды: текучесть, отсутствие цвета, запаха, формы, вкуса).
Познакомить с новым свойством воды (возможностью растворять различные вещества)
Развивать умение отстаивать собственное мнение, обобщать результаты работы и делать выводы; связанную речь детей умение отвечать на вопросы прививать бережное отношение к воде
Предварительная работа: 1. Чтение К. И. Чуковский "Мойдодыр", "Федорино горе".
Активизировать словарь : опыт, лаборатория, исследования.
Оборудование и материал: Компьютер, одноразовая посуда – стаканчики, кружки, тарелки, ложки по количеству детей, вода, ведерко, тряпочка для стола, конверт, бусинки, трубочки
Ход работы:
Звучит мелодия"От улыбки" .
В: «Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро приветливым лицам!
Собрались все детки в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!»
Дети садятся на стулья
В: - О чем сегодня занятие будет. узнаете, отгадав загадку:
чтоб росли колосья хлеба,
чтоб варили нам супы,
чтобы плыли корабли,
жить нельзя нам без… (воды).
Правильно, сегодня мы поговорим о "Волшебнице воде"
Кому нужна вода? (людям, животным, растениям). - Для чего нужна вода? (готовить пищу, стирать, умываться, мыться, пить, тушить пожар…). - Для чего нужна вода животным? (пить, умываться, для жизни) - Для чего нужна вода растениям? (для роста). - Где можно увидеть воду? (реке, в море, в океане, в озере, в ручье, в луже, в водопроводном кране).
Стук в дверь
Кто это стучится? (вношу письмо). Нам прислали письмо из института "Вода".там работают ученные, они делают опыты с водой и исследуют. (читаю) .Ученные просят, чтобы мы помогли в исследование воды. Нам доверяют исследования, значит мы - юные ученные и будем проводить опыты с водой. Вспомните, в каком виде может быть вода (снег, град, роса, лед.)
Стих:
Что может быть прозрачней капельки воды,
на первый взгляд, конечно ничего,
лишь только, любознательным
она все тайны приоткроет,
исследуй и познай ее.
В: Прежде чем идти в нашу лабораторию и проводить опыты, на надо надеть шапочку и фартук.
Ну что, юные ученые, вы готовы проводить опыты?
Но для начала вспомним правила поведения в лаборатории.
Правило № 1
. Ничего нельзя пробовать на вкус, можно отравиться.
Правило № 2
. В лаборатории нельзя бегать, прыгать и толкаться, громко разговаривать.
Правило № 3
. Быть внимательным и аккуратным
А теперь давайте друг другу пожелаем удачи.
Скажем дружно: Удачи!»
Дети проходят за столы
ОПЫТЫ
ОПЫТ №1. Текучесть
В : Возьмите узкий стакан и медленно переливайте воду в широкий. Что происходит с водой?
Дети : она льется, течет.
В : правильно, если бы это было не так, она не смогла бы течь в реках, озерах и кранах.
Вывод: вода-это жидкость, она течет .
Опыт№2. Вода не имеет формы
В : Мы с вами переливали воду из одного стакана в другой, Изменилась ли форма воды?
Дети : Да, изменилась.
В : А что произойдет с водой, если ее вылить на пол?
Дети : Она растечется.
В : У нее будет какая-то форма?
Дети: Нет.
Вывод: вода не имеет формы, она принимает форму того предмета, в который ее наливают.
ОПЫТ №3 . Вода не имеет запаха
В . Имеет ли вода запах?
В : Как мы можем узнать об этом?
Дети : Понюхать (берут стакан и нюхают)
Вывод: вода не имеет запаха .
В: Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам размяться и представить, что мы с вами на берегу реки (звучит шум воды)
Физминутка Тихо плещется вода Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.) В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. (Потягивания - руки вверх и в стороны.) Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.) А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. (Дети садятся.)
Опыт 4 Вода не имеет цвета
В: Положите в стакан с водой бусинку посмотрите, что вы видите там?
Дети: Отвечают, что видят бусинку
В : о чем это говорит, что вода бесцветная и прозрачная
Вывод: вода бесцветная и прозрачная
Опыт№5. Вода не имеет вкуса.
В: А какая вода на вкус?
Дети : вода станет соленой
В: а, если мы в воду положим сахар, какая станет вода
Дети сладкой
Вывод: вода приобретает вкус того вещества, которое мы в ней растворим
В .- Ребята, как вы думаете какая станет вода, если добавить в нее мы ло ?
Дети - мыльная
В .- А что можно сделать с мыльной водой?
Дети -пускать мыльные пузыри.
Опыт 6. Изготовление мыльных пузырей.
В тёпленькой водичке разведу я мыла.
Капельку шампуня, чтобы лучше было.
А теперь
Смотри!
Как переливаются эти пузыри.
На, попробуй, выдуй тоже!
И скажи на что похоже?
В этих мыльных переливах,
Все нарядно и красиво.
Только в руку брать нельзя,
Лопнет, попадёт в глаза.
Пусть себе летают,
Небо украшают!
Воспитатель детям предлагает пускать мыльные пузыри
Рефлексия
Юные ученые посмотрите, у меня на столе лежат капельки: веселые и грустные. Если вы считаете, что вам на занятии сегодня было легко, и вы справились с заданиями, выберите себе веселую капельку. А кто затруднялся в чем-то – выберите грустную капельку.
Мне понравилось с вами работать. Вы были молодцы.