» »

Определение лицевой стороны набивной ткани. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Какие же признаки лицевой и изнаночной стороны ткани

12.01.2024

Методическая разработка урока " Определение лицевой и изнаночной стороны материалов. Свойства тканей." Урок построен на принципах системности,последовательности в обучении и применении полученных знаний на практике. На уроке создаются проблемные ситуации, которые позволяют учащимся самостоятельно решать возникшие проблемы. Новые полученные знания закрепляются в ходе деловой игры "Ателье".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №22 г. Владивостока»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: Определение лицевой и изнаночной стороны материала.

Свойства тканей.

Выполнили: учитель «Технологии»

МБОУ «СОШ № 22»

Г. Владивостока

Моспан И.В.

Владивосток 2015г.

План урока.

Тема. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей.

Пр.работа: Исследование свойств тканей. Делова игра «Ателье»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с основными свойствами ткани, научить определять лицевую и изнаночную стороны ткани;
  • развивать пространственное представление, исполнительские умения;
  • прививать навыки аккуратности;
  • коррекция внимания, мышления, зрительной памяти.

Тип урока: комбинированный.

Материалы и инструменты: учебник, рабочая тетрадь , образцы тканей, клей, ножницы, ручная иголка, нитки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

А) Проверка присутствующих;

Б) Проверка готовности к уроку

  1. Повторение пройденного материала.
  1. Какой раздел мы с вами изучаем сейчас?
  2. Что называется шерстью?
  3. Что называется руном?
  4. Что называется шелком-сырцом?
  5. Как определить лицевую сторону ткани с печатным рисунком?
  6. Как определить лицевую сторону гладкокрашеной ткани?
  1. Изучение нового материала.

Девочки, посмотрите пожалуйста внимательно на свои образцы ткани. Какими способами можно еще определить лицевую сторону ткани.

- Возникли у вас затруднения?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

- - Верно, давайте приступим к уроку получения новых знаний и сформулируем тему нашего сегодняшнего урока « Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей

(вопрос классу)

Как вы думаете. Зачем ребята нам нужно это знать?

(учащиеся предлагают различные варианты ответов, учитель задает, по-необходимости, наводящие вопросы, дает некоторые комментарии,)

Сообщение нового материала (+ П/Р)

Лицевая и изнаночная сторона.

Ткань - текстильное полотно , изготовленное на ткацком станке.

Ткань состоит из двух переплетающихся нитей, расположенных перпендикулярно. Систему нитей, идущих вдоль ткани, называют основой , а систему нитей, расположенных поперек ткани, - утком .

Поверхность ткани зависит от особенностей отделки тканей.

А сейчас, возьмем в руки образцы ткани, и внимательно на них посмотрим…

Признаки определения лицевой и изнаночной стороны ткани (§3, стр.15-16 )

  • По печатному рисунку. У ткани с набивным рисунком рисунок на лицевой стороне ткани ярче и чётче.
  • По поверхности. У гладко окрашенных тканей лицевая сторона более гладкая, а изнаночная - более ворсистая. Для определения пушистости ее нужно рассматривать на уровне глаз.
  • По рисунку ткацкого переплетения. В тканях саржевого переплетения на лицевой стороне рубчик идет снизу вверх и слева на право.
  • По блеску. К примеру атласная ткань более блестящая, чем сатиновая.
  • Аккуратность. Количество узелков, петелек, концов оборванных нитей на лицевой стороне меньше, чем с изнаночной.
  • По ворсу. На лицевой стороне бархата или вельвета длинный ворс. На изнаночной стороне поверхность гладкая или ворс короткий. В драпах ворс располагается более упорядоченно нм лицевой стороне, а изнаночная сторона имеет немного неаккуратный внешний вид.
  • По кромке. По краям ткани у кромки имеются проколы. На лицевой стороне ткань в местах проколов более выпуклая.
  • Смешанные ткани. Отделочные нити выводят на лицевую сторону. Например, в парче блестящая металлизированная нить- люрекс выведена на лицевую сторону.

Различают односторонние и двухсторонние ткани. Помните, что определение лицевой и изнаночной стороны играет важную роль при раскрое одежды.

В односторонних тканях лицевая и изнаночная стороны резко отличаются друг от друга. В двухсторонних тканях эта разница практически незаметна, т.е. и та и другая стороны могут использоваться при раскрое.

Вопрос. На что влияет правильность определения лицевой стороны материала?

От характера лицевой стороны ткани зависят:

Назначение;

Внешний вид изделия;

Обработка при изготовлении изделия

Свойства тканей.

Девочки, на прошлом уроке мы выполняли с вами работу по созданию моделей одежды из различных материалов.

Вопрос. При выполнении работы вы столкнулись с какими-либо трудностями? Какие вопросы возникли?

Чтобы не ошибиться в выборе ткани для изготовления какого-либо изделия, необходимо уметь правильно определять свойства, которыми они обладают. Свойства ткани влияют на выбор модели и обработку изделия.

К основным свойствам тканей относятся механические, физические и технологические.

Таблица2.

Изучение свойств шерстяных и шелковых тканей

Название свойства тканей

Характеристика свойств тканей

Из шелка

Из шерсти

Механические свойства

Прочность

Сминаемость

Драпируемость

Износостойкость

Физические свойства

Теплазащитные

Гигроскопичность

Пылеемкость

Технологические свойства

Скольжение

Осыпаемость

Усадка

Таблица заполняется используя материал (§3, стр.16-17 и пр.раб.стр. 18-19 )

  • Механические свойства определяют, как относится ткань к действию внешних сил.

Прочность - способность ткани противостоять разрыву. Это одно из важных свойств, влияющих на качество ткани.

Сминаемость - способность ткани во время сжатия и давления на нее образовывать складки.

Драпируемость - способность ткани, когда она висит, опускаться мягкими округлыми складками. Не случайно гардины и занавеси на окнах называются драпировками.

Износостойкость - способность ткани противостоять действию трения, растяжения, изгиба, сжатия, влаги, света, солнца, температуры, пота и т.д.; зависит от прочности волокон ткани.

  • Физические свойства - свойства, направленные на сохранение здоровья человека.

Теплозащитные свойства - способность ткани сохранять тепло человеческого тела; зависит от состава, толщины и вида отделки ткани.

Гигроскопичность – способность ткани впитывать влагу.

Пылеемкость - способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения.

  • Технологические свойства - свойства, появляющиеся в ткани в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая ВТО.

Скольжение - может происходить при раскрое и стачивании тканей и зависит от гладкости тканей и вида их переплетения.

Осыпаемость - заключается в том, что нити не удерживаются по открытым срезам материала и выскальзывают, осыпаются, образуя бахрому.

Усадка - уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги, зависит от состава волокна, строения и отделки.

А теперь получив новые знания продолжим работу дальше по созданию моделей одежды.

  1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Учитель

Я предлагаю вам стать экспертами в нашей лаборатории по изучению свойств волокон и тканей. Мы будем проводить исследования по определению свойств шёлка и шерсти

Учитель знакомит учащихся с оборудованием, с которым они будут работать на уроке

Учитель

На этом уроке вы будете использовать следующее лабораторное оборудование:

  • лупы - для исследования внешнего вида,
  • фарфоровая чашечка- для сжигания,
  • щипцы, для взятия горячей посуды или горячих материалов,
  • иголка с ниткой, ножницы, игла.

Поэтому необходимо вспомнить и выполнять правила по технике безопасности.

1. Опасности в работе:

· повреждение пальцев иглой

· травма руки ножницами;

· травма глаз.

2. Что нужно сделать до начала работы:

· положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.

3. Что нужно делать во время работы:

Запрещается начинать работу без разрешения учителя.
- Внимательно слушать все указания учителя при проведении исследований.
- Рабочее место содержать в порядке.

· быть внимательной;

Вкалывать иглы и булавки только в игольницу;

Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

4. Что нужно сделать по окончании работы:

Убрать рабочее место

Учитель

Приступайте к исследованию. Все результаты исследования необходимо записывать в тетрадь, чтобы правильно сделать вывод о поделанной работе.

Раздаются инструкции по выполнению работы.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Условие: соблюдая план действий.

1 . Заполнить табл.1 «Отличительные признаки волокон.» (урок №1)

2 .Заполнить табл.2 «

Лабораторная работа №2. Изучение свойств натуральных шерстяных и шелковых тканей

Материалы и инструменты: образцы натуральной и шерстяной тканей, учебник, рабочая тетрадь, ручная игла, нитки.

Вводный инструктаж учителя:

Последовательность выполнения работы.

  • Определите прочность тканей.
  • Определите сминаемость шерстяной ткани и ткани из натурального шелка
  • Определите драпируемость сначала шерстяной, а затем шелковой ткани.
  • Опишите характер поверхности тканей (гладкость, блеск), сделайте вывод об их скольжении
  • Определите осыпаемость ткани, вынимая нити иглой, сначала одну, две, три вместе и т.д.
    Легкоосыпающаяся ткань - без усилий сразу вынули 5 нитей.

Средняя осыпаемость - 3 - 4 нити сразу.
Не осыпается - одну нить вынули с трудом.

  • Оформите свои наблюдения в рабочей тетради в виде таблицы.

3. Определить лицевую сторону ткани.

4 . Деловая игра «Ателье»

ДЕЛОВАЯ ИГРА «АТЕЛЬЕ»

Условие: Вся работа выполняется в команде, последовательно, соблюдая ход работы.

Ход работы:

  1. Придумать название ателье.
  2. Распределить роли:

Заказчик-

  • По виду
  • По назначению: повседневная или нарядная,

Технолог-

Модельер-

  1. Включение нового знания в систему знаний (7 мин)

Учитель

Сейчас, как правило, используют смесовые ткани, т. е. к шерстяным и шелковым волокнам добавляют синтетические волокна и тогда получают ткани с новыми свойствами, которые меньше дают усадку при носке, легче стираются и чистятся.

Ребята. Представляют сообщения по уходу за одеждой. (домашнее задание)

  1. Анализ и оценка урока.

Что нового вы узнали на уроке.

Пригодятся ли вам знания и умения, полученные сегодня на уроке в повседневной жизни?

Дополните фразу:

Я поняла, что….

Я научилась…

Меня удивило….

Мне захотелось….

  1. Итоги и оценка выполненной работы.

Всем спасибо за плодотворную работу. Надеюсь урок вам понравился.

Вы внимательно слушали новый материал, отвечали на вопросы, проводили исследования. Вы провели взаимоконтроль и самоконтроль выполненных работ, проанализировали свои ошибки.

Каждый увидел насколько усвоил тему сегодняшнего урока.

  1. Домашнее задание.
  • § 3, с. 15-20;
  • Творческое задание – Подобрать загадки, пословицы, поговорки о тканях .

Оформить на альбомных листах желательно с рисунками..

  • Повторить устройство швейной машины (5 класс)
  • Принести: ткань х/б 15*15 см, нитки, ножницы, машинную иголку №90
  1. Уборка рабочих мест

Урок «Свойства тканей»

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Условие: Вся работа выполняется в команде, последовательно, соблюдая план действий.

1. Заполнить табл.1 «Отличительные признаки волокон.»

2.Заполнить табл.2 « Изучение свойств шерстяных и шелковых тканей»

3. Определить лицевую сторону ткани.

4. Деловая игра «Ателье»

ДЕЛОВАЯ ИГРА «АТЕЛЬЕ»

Условие: Вся работа выполняется в команде, последовательно, соблюдая ход работы.

Ход работы:

  1. Придумать название ателье.
  2. Распределить роли:

Заказчик- приходит в ателье со своей тканью и высказывает пожелание о том, какое изделие он хотел бы сшить.

  • По виду : платье, сарафан, блузку, юбку, пальто, жилет или др….
  • По назначению: повседневная или нарядная,

Спортивная, зрелищная (для участников карнавала, артистов театра) или др…..

Технолог- определяет и называет основные свойства тканей (табл.1,2). Делает вывод: «Подходит ли данная ткань для желаемого изделия»

Модельер- в соответствии с представленными технологом свойствами тканей предлагает заказчику фасон изделия.

3. Защита работы (представляется эскиз модели, предлагаемая ткань, выступление участников игры в соответствии с распределенными ролями).


Если вы хотите что-либо сшить своими руками, вам необходимо определить лицевую и изнаночную сторону ткани перед раскроем. Это не только положительно скажется на внешнем виде изделия, но и облегчит процесс шитья.

Многие ткани выпускаются фабриками в двустороннем виде. То есть имеют идентичный вид с обеих сторон. В этом случае выбирайте ту сторону, которая вам нравится, и шейте. Но что делать, если у ткани есть и лицевая часть, и изнанка; как их отличить друг от друга?

Ткани без рисунка

Начнем с того, что ткани, поступающие с фабрики, сложены вдоль отреза материи. При этом лицевая часть «спрятана» внутрь. Это делается для того, чтобы сразу можно было накладывать выкройку, кроить и приметывать (только с изнанки).

Ткани с рисунком

Если рисунок – печатный, то на лицевой стороне он будет выглядеть ярче и четче. Если изображение создается штамповкой (прокалываемыми отверстиями), игла проходит с изнанки на лицо, поэтому их можно определить на ощупь: на «нарядной» стороне отверстие будет выпуклым, а на внутренней – вогнутым и гладким.

Изнаночная сторона

На ней стремятся «спрятать» всевозможные узелки, утолщения и другие «зацепки»; также именно эта часть будет скатываться. Определяется это, если провести рукой по поверхности (или слегка ее потереть) и сравнить с противоположной стороной.

Лицевая сторона

Если ткань по определению имеет ворсистую поверхность, то она будет располагаться на внешней стороне. Если же предусмотрен абсолютно гладкий внешний вид, то изнаночная часть может быть покрыта небольшим пухом или ворсинками, но на лицевой их не будет. Если обе стороны имеют ворс, то с лица он будет иметь более ухоженный, гладкий вид и идти в одном направлении.

Золотые и серебряные нити в тканях с люрексом, аппликацией или аккуратной вышивкой располагаются на «нарядной» нитеоснове.

У таких тканей, как атлас, гладкой, блестящей и более яркой частью обозначается лицо.

У материй, имеющих рубчики, они располагаются слева направо и идут снизу вверх.

Инструкция

1. Разложите ткань на столе, свернув ее так, чтобы одновременно были видны обе стороны: лицевая и изнаночная. На материале с набивным рисунком сравните четкость и насыщенность узора. На лицевой стороне орнамент должен быть ярче и отчетливей. Проведите по ткани рукой. Лицевая сторона набивного материала обычно гладкая и слегка блестящая, а изнаночная – немного ворсистая и матовая.

2. Осмотрите полотно с двух сторон. Обратите внимание на различные дефекты: утолщенные или вытянутые нити, узелки и т.д. Обычно их выводят на изнаночную сторону. На лицевой стороне качественной ткани никаких дефектов быть не должно. У дорогих тканей с металлическими нитями лицевая сторона должна быть более нарядной и блестящей.

3. У гладкоокрашенных материй с саржевым или полотняным переплетением нет качественных различий между лицевой и изнаночной стороной. Такие ткани называют двухлицевыми.

4. Внимательно рассмотрите кромку ткани. На лицевой стороне кромки суконных материй есть цветные нити, которые на изнанке почти не видны. Кромка любой ткани гладкая с лицевой стороны, а с изнаночной на ней можно увидеть узелки и шероховатости.
По кромке идут проколы, как правило, с изнанки на лицо. Тогда на изнанке будут дырочки вогнутые, а на лице - выпуклые. При этом будьте внимательны, иногда встречается наоборот.

5. Лицевая сторона шелковых и атласных тканей обладает привлекательным глянцевым блеском. Изнанка таких материй обычно матовая. Лицо ворсистых тканей, как правило, отличается более густым и длинным ворсом, нежели их изнанка. Необходимо помнить, что у некоторых материалов, например у байки, начесной ворс одинаков на лицевой и на изнаночной стороне. Флис считается двухлицевым материалом. Одежду из него можно шить с ворсом наружу или вовнутрь.

6. При покупке ткани обратите внимание на то, как полотно скатано в рулон. Отечественные шелковые, льняные и шерстяные материи, как правило, упаковывают лицевой стороной внутрь, а хлопковые – изнанкой внутрь.

Чтобы правильно определить лицевую и изнаночные стороны полотна, разложите ткань на столе таким образом, чтобы одновременно были видны обе стороны. Обычно, лицевая сторона отличается яркостью цвета, выраженностью рисунка и гладкостью поверхности. Но не для всех тканей подходит такой способ. Кроме того, если вы по каким-то причинам сомневаетесь в правильности определения сторон ткани, воспользуйтесь нашими простыми советами.


1. На поверхность набивных тканей нанесён печатный рисунок, который с лицевой стороны всегда яркий, насыщенный и чёткий, изнанка более блеклая или однотонная.

В гладких тканях изнаночная сторона более пушистая, что определяется как тактильно, так и визуально.

2. Допустимые (не считающиеся браком ткани) дефекты на некоторых тканях, такие как утолщенные участки нитей и мелкие узелки, всегда выводятся на изнаночную сторону полотна.

3. У большинства однотонных тканей на кромках с лицевой стороны есть цветные нити, которые практически не видно с изнаночной стороны.


4. Стороны фактурных тканей, таких как букле, жаккардовые и кружевные полотна, ткани в стиле шанель и другие, легко отличить и визуально, и тактильно - по объёму рисунка, структуре нитей, яркости и выпуклости принта и другим характерным особенностям для конкретной ткани.


5. В атласных тканях лицевая сторона всегда глянцевая, с выраженным блеском, а изнаночная - матовая.

Выкройка:

Платье нежно-аквамаринового оттенка, сочетающее глянцевую и матовую стороны одной ткани, выглядит…

Но в качестве лицевой стороны можно использовать любую сторону, для получения определённого эффекта в готовом изделии.


6. Креповые и двухлицевые ткани, как правило, одинаковые с обеих сторон.

7. Если у ткани ворсистая поверхность, то, как правило, это и есть лицевая сторона.

8. При покупке ткани, спросите у продавца, какая из сторон изнаночная, а какая лицевая.


9. В однотонных тонких и прозрачных тканях - шифон, батист, муслин, марлевка, визкозные и матовые шелка, а также хлопок и лён - изнаночную сторону определяют по кромке. Как правило, на кромке любой ткани есть проколы, с лицевой стороны они выпуклые, так как выполнены с изнаночной стороны.

Если визуально всё же не понятно, как выглядят проколы, проведите пальцем по кромке ткани, с лицевой стороны вы почувствуете упомянутую выпуклость от проколов.

Такой способ определения лицевой и изнаночной стороны можно применять для любых тканей.


Кроме того, на кромках встречаются надписи и буквенные обозначения, благодаря которым легко определить стороны ткани.


Кромка без проколов с изнаночной стороны выглядит шероховатой, с лицевой - гладкой.

Класс: 5

Тема урока : Производство ткани. Определение лицевой и изнаночной стороны.

Цель урока : Ознакомить учащихся с производством тканей и их строений.

Научить учащихся определять лицевую и изнаночную сторону.

Расширить знания о строении ткани (основа, утка, кромка)

Развивать наблюдательность, внимание.

Воспитывать товарищескую взаимопомощь, дисциплинированность.

Наглядные пособия : Коллекция тканей (образцы): «хлопок», «лен», волокна (вата), пряжа (нити из тканей), иллюстрации прядильного производства, образцы тканей с кромками.

Оборудование и материалы : вата, лупа, образцы тканей, бумага, ножницы, клей, рабочая тетрадь, учебник, компьютер (презентация)

Ключевые слова : Текстильные волокна, нить основа, утка, кромка. Лицевая и изнаночная стороны. Прядение и ткачество.

Тип урока: усвоение новых знаний

Межпредметные связи : биология, рисование

Структура урока:

    Организационный момент (3 мин)

Приветствие с классом.

Отметить отсутствующих.

    Актуализация опорных знаний (3 мин)

    Мотивация учебной деятельности. (1 мин)

Проблемная ситуация.

Сообщение темы и цели урока.

    Изучение нового материала (10 мин)

Физкультминутка. (1 мин)

    Лабораторно практическая работа (20 мин)

Инструктаж по ОТ.

Работа в группах.

Работа в парах.

    Определить лицевую и изнаночную стороны.

    Определение направление нити основы и утка.

    Закрепление новых знаний (3 мин)

    Подведение итогов (2 мин)

    Д/з: Составить коллекцию тканей. (2 мин)

Ход урока:

    Организационный момент

    Актуализация опорных знаний.

Какие материалы вы использовали на уроках трудового обучения в начальных классах? (бумага, картон, пластилин, природные материалы)

Для чего применяют ткань? (одежда, игрушки..)

Из чего получают ткань? (ниток)

    Сообщение темы урока, цели

Задачи : особенности процесса изготовления ткани.

Определить лицевую и изнаночную сторону

Определить нить основы и утка.

Мотивация учебной деятельности. (проблемная ситуация)

Учитель: Каждый день Вы начинаете с того, что одеваетесь. Это стало для Вас привычным делом. А задумывался кто-нибудь из Вас из чего сделана одежда? Кто ее изготовил?

Давайте на минуточку оглянемся вокруг, посмотрим друг на друга. И мы увидим сколько разных вещей сделано из тканей. А ткани такие разнообразные – гладкие и пушистые, легкие и тяжелые, толстые и тонкие, похожие на паутинку.

Как же текстильщикам удалось получить такие разные ткани?

    Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня, ребята, мы совершим путешествие в «Страну Материаловедения»)

Еще в глубокой древности человек научился соединять отдельные короткие и тонкие волокна в длинные нити – пряжу . И делать из не ткань. В домашних условиях прабабушки вручную (с помощью веретена и прялки пряли пряжу. Позже появились ткацкие станки.

Ткань широко используется в быту для пошива одежды и белья. Это бытовая ткань.

Кроме того в промышленности используются технические и специальные ткани.

    Сырьем для получения ткани служат волокна . Если вы рассмотрите клочок ваты, то увидите, что она состоит из ворсинок это волокна – маленькие и очень тонкие, гибкие, прочные тела.

    Волокна которые применяют для изготовления тканей называют текстильными.

    Различают волокна: Натуральные и химические.

Натуральные подразделяют на волокна растительного, животного, и минерального происхождения.

Волокна растительного происхождения – лен, хлопок, конопля ;

волокна животного происхождения – шерсть, натуральный шелк ;

минерального происхождения-асбест .

К химическим волокнам относятся-капрон, лавсан, нейлон, кримплен .

Выступления учащихся. (заранее подготовленное задание)

- Волокна бывают различной длины, формы и толщины.

- Текстильные волокна впитывают влагу, это свойство называется –гигроскопичностью .

- Из волокон хлопка или льна вырабатывают ткани, которые идут на изготовление одежды.

- Родиной хлопка является Южная Азия.

    Хлопок получают из семенных коробочек хлопчатника. Он представляет собой тонкие, короткие, мягкие и пушистые волокна, которые покрывают семена. Эти волокна называют «семенными». Волокна хлопка имеют белый цвет, его называют «белое золото».

    Одним из крупнейших районов по производству хлопка является Узбекистан, Таджикистан, Казахстан.

    Лен. Волокна льна расположены в коре стебля растения льна в виде пучков. Такие волокна называют лубяными. Волокна льна длинные, толстые, прямые и жесткие. Цвет волокон от светло-серого до темного. Лен обладает характерным блеском, так как его волокна имеют гладкую поверхность, его называют «северным шелком».

Изготовление ткани.

I этап: волокна поступают на прядильную фабрику, где их разрыхляют, очищают от сора, перемешивают и расчесывают. Так получают пряжу , (этот процесс называется прядением). Пряжу наматывают на шпули.

II этап: пряжа поступает на ткацкую фабрику, где вырабатывают ткань, (этот процесс называется ткачеством ).

Нити, идущие вдоль ткани, называют нитями основы, а нити расположенные поперек,-нитями утка.

С двух сторон ткани по долевой нити образуются неосыпающиеся края- кромки.

III этап: ткань снятую с ткацкого станка подвергают отделке:

    Удаляют с поверхности ткани кончики волокон

    Отбеливают

  • Печатают рисунок

Ткань имеет две стороны: лицевую и изнаночную .

Их определяют по рисунку, блеску, ворсу, чистоте отделки.

На лицевой стороне ткани с рисунком ткань более яркая, чем с изнаночной стороны.

Ткань с блеском –лицевая сторона блестящая, а изнаночная матовая.

Ткань с ворсом - лицевая сторона ворсистая, а изнаночная матовая.

Гладко-крашенная ткань - лицевая сторона более гладкая, а изнаночная более ворсистая, имеются петельки и узелки.

Физминутка.

    Лабораторно-практическая работа № 1.

Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

Оборудование и материалы: образцы тканей, тетрадь, клей, кисточка, ножницы.

Класс разделен на 4 группы, каждой группе даны разные виды ткани. (ткань с блеском , ткань с ворсом ,гладко-крашенная ткань ,ткани с рисунком )

1.Возьмите образцы ткани

2.Расмотрите ткани с рисунками.

3. Определить лицевую и изнаночную сторону.

4. Рассмотрите этот кусочек ткани под лупой. С какой стороны видны узелки петельки, кончики оборванных нитей?

5.Выполнить эту работу со всеми образцами ткани.

Заполнить таблицу.

Вид ткани

Лицевая сторона

Изнаночная сторона

С рисунком

С блеском

Гладко-крашенная

Лабораторно-практическая работа № 2

Определение в ткани направление нитей основы и утка.

Оборудование: образцы тканей с кромкой, без кромки, лупа, тетрадь, карандаш, линейка.

Последовательность выполнения работы:

1.Возьмите образец тканей с кромкой и растяните ткань вдоль кромки, затем поперек. Определите, в каком направлении ткань растягивается больше?

2. Резко растяните ткань, что она хлопнула. Определите в каком направлении звук звонкий, а в каком глухой?

3. Выдерните нить основы и нить утка и рассмотрите их под лупой. Какая из этих нитей более гладкая и равномерная по толщине?

4. Распушите нить основы и нить утка. Рассмотрите их под лупой. Какая из этих нитей сильнее скручена?

5. Возьмите образец тканей без кромки и определите в нем направление в нем направление нити основы и утка.

6.Составте письменный отчет и заполните табличку.

Наименование нитей ткани

Растяжение нитей ткани

Звук при резком растяжении

По толщине

По крутке

Нить основа

Нить утка

    Закрепление нового материала.

Дополнить предложения (блиц-опрос)

    Натуральное волокно животного происхождения ….(шелк, шерсть)

    Натуральное волокно растительного происхождения… (хлопок, лен, конопля,джут)

    Процесс получения ткани называют … (ткачеством).

    Нить идущая вдоль ткани называют … (нить основы)

    Били меня били, царем посадили: (лен).

    Не огонь, а печет: (крапива)

    Мальчуган маленький в землю вошел, синюю шапку нашел: (лен)

    Из земли вырастаю, белым куполом созреваю, весь мир одеваю: (хлопок)

    Подведение итогов. Оценивание ответов обучающих.

1.Сегодня на уроке мне понравилось….

2.Мне больше всего мне запомнилось….

3. Мы научились….

Вот и закончилось наше путешествие в страну « Материаловедения».

    Домашнее задание: составить коллекцию тканей.