» »

Легендарное копье одина - гунгнир. Гунгнир Копье одина название

14.01.2024

И снова здравствуйте! Мы продолжаем надоедать Вам своими статьями. А так же продолжаем наши разговоры про оружие. На этот раз мы вновь обратимся к скандинавской мифологии.

Гунгнир (датск., норв., швед. Gungner) — в германо-скандинавской мифологии копьё Одина.

Копьё было изготовлено двумя карликами-свартальвами, сыновьями Ивальди (в некоторых источниках упоминается гном Двалин), чтобы показать богам мастерство подземного народа. Однажды Локи отрезал у Сив её золотые волосы. Тор поймал Локи и хотел переломать ему все кости, но тот заверил разгневанного бога, что добудет новые золотые волосы для Сив у чёрных альвов. Сыновья Ивальди сделали такие волосы, а заодно изготовили корабль Скидбладнир и копьё Гунгнир. Затем оки поспорил с гномом Брокком и его братом Эйтри, что Эйтри не выковать сокровищ, подобных тем, что были изготовлены сыновьями Ивальди. Эйтри выиграл спор, изготовив вепря по имени Гуллинбурсти, что значит «Золотая Щетина» (другое его имя — Страшный клык), кольцо Драупнир и молот Мьёльнир. Корабль Скидбладнир и вепрь Золотая Щетина достались Фрейру, золотые волосы — Сив, Мьёльнир — Тору, кольцо Драупнир и копьё Гунгнир — Одину.

Оно обладало волшебным свойством поражать любую цель, пробивая самые толстые щиты и панцири и разбивая на куски самые закаленные мечи:

"Тогда Локи отдал Одину копье Гунгнир, Тору - волосы для Сив, а Фрейру корабль Скидбладнир. И он объяснил, в чем суть тех сокровищ: копье разит, не зная преграды, волосы, стоит приложить их к голове Сив тотчас прирастут, а кораблю Скидбладниру, куда бы не лежал его путь всегда дует попутный ветер..."

Знаменитый меч Сигмунда, рубящий даже камень, сломался о копье Одина, который приняв вид человека в синем плаще (Один часто принимал такие обличья), пришел на поле битвы помочь конунгу Люнгви, сражавшегося против Сигмунда и Эйлими:

"А когда продлился бой тот некое время, явился на поле том человек в нахлобученной шляпе и синем плаще; был он крив на один глаз, и в руке у него - копье. Этот человек выступил навстречу Сигмунду-конунгу и замахнулся на него копьем. А когда Сигмунд-конунг ударил изо всей силы, столкнулся меч с копьем тем и сломался пополам на две части."

Также Один дал свое копье Дагу для убийства Хельги, сына Сигмунда. Даг пронзил Хельги копьем в роще Фьетурлюнд.

В Рагнарек Один выйдет с копьем Гунгнир биться с Фенриром, и будет им проглочен:

"Впереди едет Один в золотом шлеме и красивой броне и с копьем, что зовется Гунгнир. Он выходит на бой с Фенриром-волком.... Волк проглатывает Одина, и тому приходит смерть."

Вот такое читерское оружие было у верховного скандинавского Бога. Хотя, даже оно не помогло ему в Рагнарёк. Что ж, на этом все. В последующих статьях мы продолжим наше знакомство с легендарным и не очень оружием. А там, глядишь, и снова до мифических существ доберемся. До новых встреч!

В разговорах о скандинаво-славянских взаимоотношениях, особенно в спорах на тему «откуда пошла земля Руска», практически единодушно указывается на то, что в плане религии варяги не оказали никакого существенного влияния. Это является одним из козырей антинорманистов, сторонники же норманнской теории, обычно пытаются объяснить сие дело тем, что скандинавы, мол, особого значения вере не предавали, а перенимали верования того народа, среди которого селились. Например, «принеся» на Русь государственность, они переняли веруи обычаи славян. Странно, не правда ли? Тем более существуют тексты, утверждающие обратное. Это или западнославянские тексты или германские, ну и естественно скандинавские.

Не желая вставать ни на одну из сторон в этом извечном дискусе, хотел бы указать на один весьма интересный факт. Как говорится: «Amicus Plato, sed magis amica veritas» («Платон мне друг, но истина дороже»).

Итак.Начнем с того, что, к сожалению, реальных источников по которым можно было бы судить о влиянии, в духовном плане, скандинавов на восточных славян и наоборот, не то, что мало, а практически нет. Конечно, мы имеем довольно обширный материал по скандинавской мифологии, но вот сравнить и сопоставить ее срусскими источникам невозможно, из-за практически полного отсутствия оных. Из того, что сохранилось, большая часть - пересказы «заморян». Отсюда историки обычно начинают выискивать и анализировать по крупинкам любую информацию, например, последнее время стало очень популярно привлекать лингвистику к освещению подобных проблем. Если с археологией еще понятно, эта наука точная, и с ее базой не поспоришь, то вот ковыряние в конях слов может выдать любой необходимый для исследователя результат.С другой стороны, за неимением лучшего, хоть что-то….. Хоть что-то……

Хм… А ведь ответы на некоторые вопросы, порой, находятся перед самым нашим носом, вот только иногда микроскоп, необходимый для изучений мельчайших частиц, оказывается бесполезным для поиска, тем более, если рядом находится крупный объект.

«Повесть временных лет» - наверное, один из самых изученных источников по истории Руси. Наверное, нет ни одного русского человека, который бы, если и не читал ее, то уж слышал наверняка.

Школьная программа. Древняя Русь. Святослав и его походы.

Есть в ПВЛ один интересный момент, известный всем, на всякий случай напомню:

В год 6454 (946). Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав еще ребенок. И сказали Свенельд и Асмуд: "Князь уже начал; последуем, дружина, за князем". И победили древлян.

Так началось княжение Святослава. Обычно, комментируя данный момент, лишь восхищаются Святославом, с малолетства сидевшем на коне. К сожалению, большего я пока нигде не встретил. Историков больше интересует ход войны киевлян с древлянами, да действия княгини Ольги, нежели маленький момент, уместившийся в полторы строки.

Святослав бросил копье. Зачем? Дал сигнал к атаке, показал кто тут главный? Вроде бы, да. Тем более, если опираться на слова, приписываемые Свенельду и Асмуду. Но нет ли в этом действии чего-то большего? Сакрального.

А вот тут нам придется посмотреть на представления и обычаи древних германцев.

Читая Варга Викернеса «Скандинавская мифология и мировоззрение», наткнулся на одну интересную вещь, имеющую непосредственное отношение к нашей теме.

Рассказывая о Богах и вещах им принадлежащих, Варг упоминает о Гунгнире, копье Одина. Копье, которое поразит всегда ту цель, в которую его бросит Один.

Но копье - лишь образ. Образ, за которым скрывается языческая мудрость и представление о мироздании и миропорядке. Суть копья - это не палка с железным наконечником, а:

«Копье, которое Один получил в подарок - это мысль; сознательная, острая мысль, которая всегда попадает в то, на что она была нацелена. Когда древние германцы кидали копье над своими врагами и посвящали их Одину, чтобы начать бой, это было просто символическим действием. Они говорили своим врагам, чтобы те приготовились, что у них есть планы на приближающееся сражение. Мысль брошена через поле битвы до того, как битва началась».

Сопоставим теперь слова Варга, скандинавского язычника, и отрывок из ПВЛ. Что получается?

Святослав совершил ритуальное действие - бросил копье. Он показал не только своим воинам, но и древлянам, что готов к битве, что сознательно на нее идет, что стратегия боя им выработана. Но важен и тот факт, что, бросив копье, Святослав посвятил жизнь и смерть древлян в жертву Богу. Перуну. Княжич должен был отомстить за смерть отца и устроить по нему тризну.Кровавую тризну.

Именно поэтому, только Святослав должен был кинуть это копье. Только он имел на это право. Не Ольга или кто из дядек, а именно Святослав, это был его долг, его обязанность и только его право!

Бросок копья - это знаменитая ритуальная фраза Святослава «Иду на Вы!». Фраза, сказав которую уже нельзя отступить. Это заклинание, после которого есть лишь один путь - вперед, к победе. Это обет, данный Богам, что противник будет повержен и принесен на поле битвы в жертву, во славу Богам, или бросающий копье погибнет сам.

Вот такой получился небольшой штришок к истории скандинаво-славянских взаимоотношений.

Копье Одина было известно и русским князьям.Гунгнир и «Иду на Вы!» - суть вещи одного порядка, сакрального, ритуального. Бросая копье над головами врагов, германцы посвящали их (врагов) Одину. Отсылая послание «Иду на Вы», Святослав посвящал своих врагов Перуну. Во славу Богов лилась кровь на полях сражений. Кровавая тризна. Два народа, один обычай.

Кто и в чью сторону сегодня бросит копье - зависит лишь от нас.

Рука Богов уже давно сжала древко.

Gungner ) - в германо-скандинавской мифологии копьё Одина .

Изготовление Гунгнира

Копьё было изготовлено двумя карликами-свартальвами, сыновьями Ивальди (в некоторых источниках упоминается гном Двалин), чтобы показать богам мастерство подземного народа. Однажды Локи отрезал у Сив её золотые волосы. Тор поймал Локи и хотел переломать ему все кости, но тот заверил разгневанного бога, что добудет новые золотые волосы для Сив у чёрных альвов . Сыновья Ивальди сделали такие волосы, а заодно изготовили корабль Скидбладнир и копьё Гунгнир. Затем Локи поспорил с гномом Брокком и его братом Эйтри , что Эйтри не выковать сокровищ, подобных тем, что были изготовлены сыновьями Ивальди. Эйтри выиграл спор, изготовив вепря по имени Гуллинбурсти , что значит «Золотая Щетина» (другое его имя - Страшный клык), кольцо Драупнир и молот Мьёльнир . Корабль Скидбладнир и вепрь Золотая Щетина достались Фрейру , золотые волосы - Сив, Мьёльнир - Тору, кольцо Драупнир и копьё Гунгнир - Одину .

Свойства Гунгнира

Оно обладало волшебным свойством поражать любую цель, пробивая самые толстые щиты и панцири и разбивая на куски самые закаленные мечи:

"Тогда Локи отдал Одину копье Гунгнир, Тору - волосы для Сив , а Фрейру корабль Скидбладнир . И он объяснил, в чем суть тех сокровищ: копье разит, не зная преграды, волосы, стоит приложить их к голове Сив тотчас прирастут, а кораблю Скидбладниру , куда бы не лежал его путь всегда дует попутный ветер..." "А когда продлился бой тот некое время, явился на поле том человек в нахлобученной шляпе и синем плаще; был он крив на один глаз, и в руке у него - копье. Этот человек выступил навстречу Сигмунду-конунгу и замахнулся на него копьем. А когда Сигмунд-конунг ударил изо всей силы, столкнулся меч с копьем тем и сломался пополам на две части." Также Один дал своё копье Дагу для убийства Хельги, сына Сигмунда. Даг пронзил Хельги копьем в роще Фьетурлюнд. В Рагнарек Один выйдет с копьем Гунгнир биться с Фенриром , и будет им проглочен: "Впереди едет Один в золотом шлеме и красивой броне и с копьем, что зовется Гунгнир. Он выходит на бой с Фенриром-волком .... Волк проглатывает Одина, и тому приходит смерть."

Связь с рунами

Копье соотносится с руническим знаком-Gar .

Источники

.

Напишите отзыв о статье "Гунгнир"

Отрывок, характеризующий Гунгнир

Пфуль с первого взгляда, в своем русском генеральском дурно сшитом мундире, который нескладно, как на наряженном, сидел на нем, показался князю Андрею как будто знакомым, хотя он никогда не видал его. В нем был и Вейротер, и Мак, и Шмидт, и много других немецких теоретиков генералов, которых князю Андрею удалось видеть в 1805 м году; но он был типичнее всех их. Такого немца теоретика, соединявшего в себе все, что было в тех немцах, еще никогда не видал князь Андрей.
Пфуль был невысок ростом, очень худ, но ширококост, грубого, здорового сложения, с широким тазом и костлявыми лопатками. Лицо у него было очень морщинисто, с глубоко вставленными глазами. Волоса его спереди у висков, очевидно, торопливо были приглажены щеткой, сзади наивно торчали кисточками. Он, беспокойно и сердито оглядываясь, вошел в комнату, как будто он всего боялся в большой комнате, куда он вошел. Он, неловким движением придерживая шпагу, обратился к Чернышеву, спрашивая по немецки, где государь. Ему, видно, как можно скорее хотелось пройти комнаты, окончить поклоны и приветствия и сесть за дело перед картой, где он чувствовал себя на месте. Он поспешно кивал головой на слова Чернышева и иронически улыбался, слушая его слова о том, что государь осматривает укрепления, которые он, сам Пфуль, заложил по своей теории. Он что то басисто и круто, как говорят самоуверенные немцы, проворчал про себя: Dummkopf… или: zu Grunde die ganze Geschichte… или: s"wird was gescheites d"raus werden… [глупости… к черту все дело… (нем.) ] Князь Андрей не расслышал и хотел пройти, но Чернышев познакомил князя Андрея с Пфулем, заметив, что князь Андрей приехал из Турции, где так счастливо кончена война. Пфуль чуть взглянул не столько на князя Андрея, сколько через него, и проговорил смеясь: «Da muss ein schoner taktischcr Krieg gewesen sein». [«То то, должно быть, правильно тактическая была война.» (нем.) ] – И, засмеявшись презрительно, прошел в комнату, из которой слышались голоса.
Видно, Пфуль, уже всегда готовый на ироническое раздражение, нынче был особенно возбужден тем, что осмелились без него осматривать его лагерь и судить о нем. Князь Андрей по одному короткому этому свиданию с Пфулем благодаря своим аустерлицким воспоминаниям составил себе ясную характеристику этого человека. Пфуль был один из тех безнадежно, неизменно, до мученичества самоуверенных людей, которыми только бывают немцы, и именно потому, что только немцы бывают самоуверенными на основании отвлеченной идеи – науки, то есть мнимого знания совершенной истины. Француз бывает самоуверен потому, что он почитает себя лично, как умом, так и телом, непреодолимо обворожительным как для мужчин, так и для женщин. Англичанин самоуверен на том основании, что он есть гражданин благоустроеннейшего в мире государства, и потому, как англичанин, знает всегда, что ему делать нужно, и знает, что все, что он делает как англичанин, несомненно хорошо. Итальянец самоуверен потому, что он взволнован и забывает легко и себя и других. Русский самоуверен именно потому, что он ничего не знает и знать не хочет, потому что не верит, чтобы можно было вполне знать что нибудь. Немец самоуверен хуже всех, и тверже всех, и противнее всех, потому что он воображает, что знает истину, науку, которую он сам выдумал, но которая для него есть абсолютная истина. Таков, очевидно, был Пфуль. У него была наука – теория облического движения, выведенная им из истории войн Фридриха Великого, и все, что встречалось ему в новейшей истории войн Фридриха Великого, и все, что встречалось ему в новейшей военной истории, казалось ему бессмыслицей, варварством, безобразным столкновением, в котором с обеих сторон было сделано столько ошибок, что войны эти не могли быть названы войнами: они не подходили под теорию и не могли служить предметом науки.

Мечта военных всех времен - не знающее промаха оружие, пробивающее любую защиту. Оно досталось древнему германо-скандинавскому верховному богу, который не только определял судьбу воина на полях сражений, но и то, где он окажется после смерти: заберут ли его прекрасные девы-валькирии для пира в Валхале. Копье Одина - Гунгнир - один из самых известных в мире священных символов силы и власти.

Спор мастеров

Существует несколько древних историй, рассказывающих о происхождении легендарного оружия. По самой распространенной версии появление копья Одина случилось очень давно. А главное, не без происков и уловок бога хитрости и обмана Локи, большого любителя различных споров и шалостей.

Однажды он отрезал золотые волосы у Сив, жены бога Тора. Когда его поймали и пригрозили переломать все кости, он заверил, что подземные кузнецы сделают новые золотые волосы. Для этого хитроумный Локи решил устроить соревнование между двумя лучшими семьями кузнецов.

Благодаря его интригам, поспорили с Локи два семейства альвов (так называли в скандинавской мифологии карликов, живущих в подземном мире), больших мастеров в кузнечном ремесле и знатных рудознатцев. Семейство великого мастера Ивальди, которое жило на одной стороне горы, противостояли братьям Брокку и Эйтри, живущим на противоположном склоне. В споре решалось, кто из них являются лучшими кузнецами во всех девяти легендарных мирах.

Изготовление легендарных предметов

Множеств прославленных артефактов изготовили карлики во время этого заочного состязания. Сыновья Ивальди сделали золотые волосы и тем самым спасли Локи от гнева Тора. Также они построили корабль Скидбладнир, который мог передвигаться по суше и по морю. Они также выковали Одину копье, обладающее волшебными свойствами.

Мастер Эйтри изготовил:

  • вепря по имени Гуллинбурсти, в переводе с древнескандинавского "Золотая Щетина" , известного также как "Страшный клык" ;
  • золотое волшебное кольцо Драупнир;
  • молот Мьельнир.

Собрались древние боги на большой совет, чтобы оценить работу подземных мастеров. Посоветовались и решили, что самые чудесные предметы сделал Эйтри.

Любимое оружие

Волшебные артефакты достались разным богам, отдали братья Ивальди копье Одину; Тору вернули золотые волосы для его жены; богу Фрейру достался корабль. Локи разъяснил, что копье поражает врага, не зная преград; волосы прирастут к Сив, как только их приложат к голове; Скидбладниру всегда дует в паруса попутный ветер.

Верховному богу Одину копье пришлось по нраву, назвали его Гунгнир, он стал его любимым оружием. Никогда не расставался с ним бог. Когда захотел познать руническое письмо, Один пригвоздил им себя к Мировому ясеню. Девять дней и ночей провисел Один на копье, находясь в пограничном между жизнью и смертью состоянии. После этого он стал знатоком мистерии Рун. С копьем Один пошел на первую войну асов с ванами, начало которой положил бросок Гунгнира. С ним пойдет на последнюю битву, которая приведет к гибели мира.

Есть и другие древние истории происхождения волшебного оружия, например, что гномы сделали Гунгнир из звезды и преподнесли в подарок богу войны. По другой легенде волшебное оружие досталось ему из Асгарда (небесного города, обители богов), из прошлого, уничтоженного Рагнареком. Также есть история, где копье Одину выкует Первоцверг Двалин, чтобы показать свое искусство.

Волшебные свойства

Копье бога Одина обладает поистине легендарными качествами. Оно может поражать любую цель, не зная промаха, пробивает самые крепкие щиты и толстые доспехи, разбивает на несколько кусков самые лучшие мечи. Даже волшебный меч Сигурда (Зигфрида), который легко рубил камни, сломался при ударе об копье. Один, который внезапно появился на поле битвы в облике человека в шляпе и синем плаще, защитил конунга Люнгви. Кривой на один глаз человек замахнулся, а когда Сигурд ударил, то подставил свое оружие. Меч, ударившись об копье Одина, сломался пополам.

После броска оружие возвращается к своему хозяину, кроме того, оно обжигает руки, если кто-то другой решится его взять. На последний свой бой он выйдет в золотых доспехах и с копьем. Одина проглотит мифический волк Фернир.

После выхода серии комиксов компании "Марвел" про Тора из голливудских фильмов, снятых по ним, многие посмотрели истории про легендарные артефакты древних богов. Поэтому, как называется копье Одина, теперь знают практически все любители кино.

Символ Копья как знака Верховной Власти знаком человечеству с давних пор.

Копье имело солярный и космологический смысл и соотносилось с Мировой Осью . Кроме того, оно воспринималось как фаллический символ. В этом смысле Копье означает также мужское начало, дающую жизнь силу, плодородие, воинскую доблесть, а также — Жезл Мага. Фаллическое значение Копья может быть проиллюстрировано ведийским космогоническим мифом о пахтании молочного океана копьем или орфическим повествованием о мировом яйце, разбиваемом копьем.

Копье — непременный атрибут воинов и охотников, позволяющее поражать жертву на расстоянии. Копье, пущенное в мишень, олицетворяет достижение цели и преодоление пространственных границ.
Таким образом Копье приобретает символ Мужественности во всех ее аспектах — экспансивности, жизненности, властности.

Еще один важный аспект символизма Копья — его жертвенное значение. Копье, как символ экспансивности Великого Отца используется для Жертвоприношения, то есть дифференциации божества, его вхождения в материю. С этой точки зрения большой интерес представляет миф о поражении этим копьем божества.

Мифологии разных стран и народов упоминают священные копья.

Угаритский бог Неба, грозы и плодородия Баал изображается с молнией-копьем, поражающим землю (образ эротического единения двух начал).


В древнеегипетской мифологии известно Копьё Гора, которое благословила богиня Нейт. «Его крючки — лучи солнца, его острия — когти Мафдет» (богини наказания).

По греческим преданиям, из древка копья Зевс создал в медном веке могучих людей. Копье стало оружием земной агрессии, нападения и войны. Люди медного века любили сражения и часто вели войны.

Они все погибли в кровопролитных битвах в стране Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа, другие пали под Троей. Но большинство из них оказалось в подземном мире, в царстве теней или поселилось на краю земли, вдали от живых людей. Это произошло в конце бронзового века, когда оружие стали делать из железа, а не из меди.

В античном мире, если появлялся курьер и на конце его копья был венок — это обозначало победу; если — птичье перо, то — знак поражения, несчастья. Телеф, сын Геракла, был ранен копьем Ахилла и мог вылечиться только благодаря прикосновению того же самого копья к своей ране.

В греческой мифологии известно также волшебное копье Прокриды, которое ей подарила Артемида. Это копье само попадало в цель и само возвращалось к тому, кто его бросал. Этим же копьем, не знающем промаха, муж Прокриды по ошибке ее убил. Афина в споре с Посейдоном за обладание Аттикой ударила в землю копьем, и на этом месте произросла олива.

Позитивный смысл копья: если оно пущено с красотой, то летит далеко; если копье обвито виноградом, служит подпоркой лозе, то государство, в котором копья служат подпорками виноградников, процветает.

Овидий упоминает о брачном ритуале, когда обратным концом древка проводят пробор на голове девушки-невесты. Пиндар приводит легенду о Кенее, который требовал, чтобы копье почитали и поклонялись ему. Древко копья, которое пустило побеги — это история копья Ромула, рассказанная Овидием в метаморфозах. Оно пустило корни на Палантинском холме и символизировало зависимость верховной власти от божественной воли.

Однако наибольшую известность приобрели три копья европейской мифологии — Копье Одина (Гунгнир), Копье Лугга (Ассал) и Копье Лонгина (Копье Судьбы).

Копьё Одина — Гунгнир (датск., норв., швед. Gungner) было изготовлено двумя гномами братьями Ивальди (в некоторых источниках упоминается Первоцверг Двалин), чтобы показать Асам мастерство подземного народа. Оно обладало волшебным свойством поражать любую цель, пробивая самые толстые щиты и панцири и разбивая на куски самые закаленные мечи, и после броска, возвращаясь к своему владельцу. Именно бросок Гунгнира возвестил начало Первой войны — войны между Асами и Ванами.

Гунгнир может обжечь руку того, кому не принадлежит.
Вместе с тем, именно Гунгниром Один пригвоздил себя к Мирвому ясеню и девять дней пробыл в состоянии между жизнью и смертью, после чего обрел знание Мистерии Рун.

Одним из магических предметов Племен Богини Дану было копьё Лугга, которое всегда даровало победу своему обладателю.

Копье Луга было принесено из города Гориаса, одного из городов-прародины Туатта де Данаан. Это копье (иначе — копье Ассал), по преданию, добыли Лугу так называемые три бога ремесла.
Это копье имело солярный и космологический смысл и соотносилось с Мировой Осью.
В валлийских легендах Лугг (известный там как Ллеу) был поражен копьем, когда стоял одной ногой на краю котла, а другой на спине козла, причем он пал жертвой предательства со стороны своей жены, Блоддведд. Пронзенный копьем он превратился в Орла, который взлетел и сел на дуб, который также был Древом Мира.

Копье, которым римский легионер Гай Кассий нанес «удар милосердия» распятому Христу, наряду с Туринской плащаницей считается важнейшей святыней христианства. Оно вобрало в себя все черты символизма копья как знака верховной власти и обогатилось новыми.

Это копье, омытое святой кровью, приобрело, по мнению верующих, необыкновенные магические свойства. Копье Лонгина избавило Спасителя от мучений, и именно поэтому стало священным.
Сегодня в различных церквях и музеях мира хранится несколько реликвий, которые считаются Копьем Судьбы. Наиболее известны три.

1. Ватиканское копье хранится в Соборе святого Петра в Риме, куда попало в XVIII веке из Парижа, где оно хранилось, как считается, со времен Крестовых походов. Оно отождествляется с копьём, хранившимся в Константинополе, а прежде в Иерусалиме, по крайней мере с V века.

2. Армянское Копье — хранится в сокровищнице Эчмиадзина, где находится с XIII века. До этого времени хранилось в Гегардаванке, куда, по преданиям, было привезено апостолом Фадеем. Гегардаванк дословно переводится как Монастырь Копья.

3. Венское Копье ведет историю со времен Отгона I (912 — 973 годы). Характеризуется вкраплением металла, которое считается гвоздем распятия. После аншлюса Австрии Адольф Гитлер вывез копье в Германию и поместил в Нюрнберге. Считается, что оно было возвращено Австрии генералом США Джорджем Паттоном и в настоящее время находится в Императорской сокровищнице. Но достоверно об этом никто не знает.

Древнее пророчество гласит: «Владеющий этим Копьем и разумеющий, каким силам оно служит, держит судьбу мира в своих руках — добрых или злых». Копье Судьбы награждало владельца способностью утверждать добро, добиваться побед и совершать свехчеловеческие поступки.

Говорят, что выковал это Копьё для своих тайных целей третий первосвященник Иудейский, сын первосвященника Елеазара и внук Аарона, маг и каббалист Финеес. Активный общественный деятель, если нужно — воинский начальник, не чуравшийся собственноручно казнить отступников, Финеес неоднократно входил в сношение с силой, именовавшейся в те времена богом, и возвещал его волю своему народу. Копьё на протяжении всей его жизни помогало достигать цели, недоступные простым смертным. С годами слава могущественной реликвии только росла, и ещё больше росло число претендентов на обладание. Его держал в руках Иисус Навин, глядя на рушащиеся стены Иерихона. Царь Саул метнул магический талисман в юного Давида. Ирод Великий, опираясь на Копьё, отдал приказ об истреблении невинных младенцев. Потом по воле провидения оно оказалось в руках римского центуриона Гая Кассия, и умерший Христос обрёл вечную жизнь.

Потомственный солдат, вынужденно ставший соглядатаем, получил свое копье по наследству. Согласно «Евангелию от Никодима», его дед получил оружие из рук Юлия Цезаря за храбрость, проявленную во время Галльской войны. После смерти Иисуса, по одному преданию, Гай Кассий попросился в отставку, примкнул к последователям Христа и закончил свои дни отшельником в древнем городе Мазака в Каппадокии — ныне турецкий город Кайсери (искаженное название «Кесария»).

Потом копье попало к Иосифу Аримофейскому, который вместе с чашей крови Христа (Святой Грааль), вывез Святое Копье в Британию, передав некой легендарной личности, оставшейся в истории как «Король-рыболов». Он же стал и хранителем Святого Грааля. Владения копьем сыграло с «Королем-Рыболовом» злую шутку — он стал евнухом.

Легенды гласят, что владели Копьем и римские цезари Диоклетиан и Константин (III — IV века); энергичные короли вестготов, сокрушители Римской империи, такие, как Одоакр (V век); длинноволосые Меровинги,среди которых особняком стоит креститель Франции (496 г.), жестокий и неразборчивый в средствах Хлодвиг, внук того самого Меровея; а также последний деятельный лидер из этой династии, прозванный за рассудительность и прозорливость Соломоном франков, Дагоберг I (629 — 639): Пипин Геристальский (вторая половина VII века) по прозвищу Боевой Молот, прадед знаменитого Карла Великого и сам легендарный объединитель Европы — Шарлемань — для французов и Карл Гроссе — для немцев (742 — 814).

По легенде, вождь гуннов Аттила, прозванный «Бичом Божиим» (ок. 406-453 гг.), подступил к воротам Рима, но папа Лев I сумел откупиться от грозного противника. Прежде чем уйти от осажденного города, Аттила прискакал к группе римских воинов и бросил к их ногам пику. Осадив коня, вождь гуннов якобы воскликнул: «Забирайте свое священное копье — мне оно не в помощь, ибо я не знаю Того, кто освятил его».

Карл Великий, вполне возможно, мог видеть и даже держать в руках подлинное Копьё. В 799 и 800 годах патриарх Иерусалимский, желая инициировать крестовый поход, направлял к нему своих гонцов с благословением и священными реликвиями, среди которых, между прочим, были ключи от Гроба Господня и ключи от самого Иерусалима. Карл на уговоры не поддался и отделался дорогими подарками, а также крупными денежными пожертвованиями. Последнюю попытку монахи с горы Сион сделали в 803 году. С тайной миссией к Шарлеманю в Зальцбург прибыли двое. Есть версия, что во время уговоров как последний довод они продемонстрировали ему мощь Священного Копья. Карл Великий выиграл 47 сражений, в каждое из которых, по легенде, брал копье. Когда император возвращался из Саксонии, по небу пронеслась комета, его конь пугливо рванулся в сторону и сбросил седока. Копье, которое Карл держал в левой руке, упало в грязь. Вскоре король скончался.

Документальная история Копья Судьбы начинается 14 июня 1098 года в Антиохии. Ее подробно изложил непосредственный очевидец тех событий, летописец и каноник Раймунд Агильский. Согласно его летописанию, участнику Крестового похода, провансальскому крестьянину Петру Бартоломею несколько раз являлся святой Андрей и указывал место, где было зарыто Копье Судьбы. Он также требовал, чтобы об этом непременно было доложено доблестному рыцарю Раймунду, графу Тулузскому.

Одолев в конце концов все преграды и выполнив многочисленные условия, группа рыцарей, помолясь, приступила к раскопкам в соборе Святого Петра. И все произошло, как и было предсказано. Найденное Копье не замедлило продемонстрировать разуверившимся свою чудодейственную силу: неприятельские укрепления стали сдаваться одно за другим крестоносцам, последнее время терпевшим военные поражения. С божественной помощью вскоре пал даже Иерусалим.

В Европу, в Париж, Копьё Лонгина из Святой земли доставил Людовик Святой (1214—1270). С этого момента почти все известные императоры владели им.

Один британский историк, написавший монографию о короле Богемии Карле IV, рассказал, что в цистерцианском монастыре в горах Тироля его свита обнаружила наконечник копья, пронзившего тело Спасителя. К сожалению, этот сэр не объяснил, как копье оказалось в стенах обители.

Именно Карл IV первым назвал находку «Копьем Господа». Он повелел покрыть золотом потускневшее серебро, и заменить прежнюю надпись на более точную — «Копье и Гвоздь Христовы». Реликвию выставили на всеобщее обозрение в Пражском замке. Император Сигизмунд Люксембургский (1368—1437), при котором расправились с чешским реформатором Яном Гусом, перевез копье из Праги в Нюрнберг. Перемещение ценностей осуществлялось довольно оригинально — их спрятали под грудой рыбы, погруженной на простую телегу, которую сопровождали 4 человека. Кроме копья там находились зуб Иоанна Крестителя, мощи святой Анны и кусочек деревянных яслей, куда, по преданию, Мария положила младенца Христа.

Чтобы реликвия не досталась Бонапарту, городской совет Нюрнберга решил временно укрыть имперские сокровища в Вене. Миссию осуществил регенсбергский барон фон Гугель, который после распада в 1806 году Священной Римской империи, продал имперские сокровища австрийскому императорскому дому Габсбургов.

Наполеон, одержавший победу при Аустерлице, тут же потребовал, чтобы ему доставили знаменитый талисман. Он не расставался с ним, пока не пошёл войной на Россию. А Копьё тем временем выкрали, что и послужило причиной его поражения.

Гитлер был хорошо знаком с легендой о Копье и несколько раз видел копье в одном из венских музеев. Оно так его впечатлило, что он еще тогда решил им завладеть и править с его помощью миром. Сразу же после аннексии Австрии копье было занесено в список «личных реликвий фюрера» и вывезено в Рейх. Генрих Гиммлер жаждал обладать реликвией, которая, согласно легенде, наделяла его владельца магическими способностями, но ему пришлось довольствоваться копией, которая по его приказу была сделана еще в 1935 году и помещена в замок Вевельсбург.

Завладев Священным Копьём, нацисты очень тщательно хранили его в Нюрнберге вместе с другими сокровищами, выстроив для этого специальное сооружение со сложной системой охранной сигнализации. Существует версия, согласно которой после поражения сливки германской нации вместе со всеми священными реликвиями (в том числе и с Копьём Власти) на нескольких подводных лодках скрылись в Антарктиде, где в районе Земли Королевы Мод ими заблаговременно был подготовлен подземный город. И все летающие тарелки, которые стали появляться только после 1947 года, не что иное, как дело рук живущих там людей, владеющих неизвестными нам технологиями.

В результате мастерски проведённой операции (немцы попытались вывезти Копьё и ещё два священных предмета как раз перед падением Нюрнберга, но по очень странному стечению обстоятельств именно «копьё св. Маврикия» они, при своём педантизме, вдруг перепутали с «мечом св. Маврикия») американская седьмая армия генерала Пэтчиза овладела и городом и сокровищами. Узнав о Копье Лонгина, сюда немедленно примчался самый легендарный и самый странный генерал армии США — Паттон. Веривший в реинкарнацию и магию, несколько лет занимавшийся поисками Святого Грааля, он очень хорошо понимал, что держит в руках, потому что сказал сопровождавшим его офицерам, что для человечества наступают трудные времена.