» »

Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры. Правовое воспитание и проблемы повышения правовой культуры Взаимосвязь правовой культуры и правового воспитания

01.03.2024

Правовая культура предполагает определенные знания исходных начал, основных положений действующего законодательства и умение ими пользоваться. Не имея необходимых знаний о правовой системе государства, действующем законодательстве, граждане не могут реализовать свои права и обязанности, защитить свои интересы.

Понятие "правовая культура" используется для характеристики всей правовой надстройки общества. Она пронизывает само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую и правоприменительную, а также иную правовую деятельность, всю позитивную юридическую действительность в функционировании и развитии ее составных частей.

Правовая культура как система духовно-нравственных и правовых ценностей выражается в достигнутом уровне развития правовой действительности, нормативных правовых актах, правосознании, в соответствии с которыми формируется законопослушный образ жизни и осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Правовая культура представляет собой сложное, многогранное явление, предполагающее:

  • -- определенный уровень правосознания, т. е. осмысление восприятия правовой действительности;
  • -- общие культурные предпосылки, уровень цивилизованности, национальные корни и истоки, обычаи и традиции;
  • -- надлежащую степень знания населением законов, высокий уровень уважения к нормам права, их авторитет;
  • -- высокое качество процессов правотворчества и реализации права;
  • -- эффективные способы правовой деятельности, работы правотворческих, правоохранительных, управленческих и других органов;
  • -- законопослушность граждан и должностных лиц. Правовая культура немыслима без человека и его деятельности, без прогрессивной направленности этой деятельности и передового мышления.

Правовая культура личности, будучи компонентом правовой культуры общества, отражает степень и характер развития общества, так или иначе обеспечивающего социализацию личности и правомерную деятельность индивида. Эта деятельность должна соответствовать прогрессивным движениям общества и его культуры в сфере права, благодаря чему происходит постоянное правовое обогащение как самой личности, так и общества в целом.

Правовое воспитание -- это прежде всего целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.

Правовое обучение и правовое воспитание органически связаны между собой. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную связь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая правосознание, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые знания. Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию -- положительное отношение к праву, правовым явлениям и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Потребность такого рода должна характеризоваться своей насыщенностью, прежде всего для юристов-профессионалов, государственных служащих, служащих органов местного самоуправления, а также граждан. Лишь в этом случае можно считать, что человек будет не только декларировать значение теоретических знаний для практической деятельности, но и найдет возможность для овладения этими знаниями и их правильного применения в юридически значимых ситуациях. Правовое обучение и воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись при реализации цели построения в России правового государства.

Соответственно правовое воспитание и обучение состоят в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность.

К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации.

Особое место здесь занимает проблема "правового минимума", некоего обязательного уровня знания права, которым должен обладать каждый гражданин независимо от его социального статуса. Однако уровень этой работы не отвечает современному этапу развития нашего общества. Государственные органы, призванные решать эту проблему, действуют разобщенно. В эту деятельность слабо вовлекаются общественные объединения. Происходит естественное разрушение системы правового воспитания, созданной в предшествующий период. В настоящее время практически не ведется последовательная пропаганда действующего законодательства. Проводимые отдельные правовоспитательные мероприятия осуществляются бессистемно, без учета состояния законности и правопорядка, а также потребности населения в тех или иных юридических знаниях. Средства массовой информации, некоторые государственные и политические деятели в своих публичных выступлениях нередко допускают примиренческое отношение к фактам нарушения законности, существования организованной преступности и коррупции. В стране отсутствует концепция формирования нетерпимого отношения к подобным антисоциальным явлениям, особенно в сфере предпринимательской деятельности.

Тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды повысит правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан.

Правовая культура представляет собой часть культуры общества, точнее, часть его духовной культуры, то есть системы ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих обществу и личности той или иной страны на том или ином этапе ее развития.

В юридической литературе понятие правовой культуры, как наиболее общее, интегральное понятие теории государства и права и используется не только для характеристики правовых ценностей и идеалов, но и для оценки уровня развития права и правовых явлений в целом.

Правовая культура общества - это часть духовной культуры, характеризующая качественное состояние правовой жизни общества, выражающейся в достигнутом уровне правотворческой и правореализующей деятельности, правосознания и правоотношений, степени гарантированности государством и гражданским обществом интересов и прав граждан.

Правовая культура зафиксирована прежде всего в памятниках права и действующем законодательстве. Она в значительной мере зависит от степени развития законодательства, его прогрессивной направленности. Существенное значение для оценки правовой культуры имеет и уровень правотворческой деятельности. И здесь действует главный критерий: любой юридический акт должен быть правовым, то есть отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о свободе и справедливости.

Правовая культура предполагает определенный уровень правового мышления и эмоционально-чувственного восприятия правовой действительности, а это значит, что правовая культура зависит также от уровня развития правосознания населения, то есть от того, насколько глубоко усвоены им такие правовые явления как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров.

Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правового сознания. В наблюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях и бытовых, социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства молодых граждан. В правовом воспитании, в его неразрывной связи с общей культурой большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации, в том числе телевидению, радио, газетным публикациям.

Воспитание правового сознания является составной частью всей культурной жизни общества, социальной функцией государства, проявляющего заботу о просвещении и воспитании подрастающего поколения. Правовое просвещение взрослых граждан также имеет воспитательное значение в развитии массового сознания общества.

Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре.

Правовая культура личности выражается в овладении ею основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры.

Правовое сознание человека включает чувство убежденности в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом.

Средствами повышения правовой культуры граждан являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности.

Правовой нигилизм.

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. В России он имеет, к сожалению, глубокие корни. Еще А. И. Герцен отмечал, что «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство».

Большой вред развитию правовых начал в обществе нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании государства и права при социализме. Классики марксизма-ленинизма в общем-то не скрывали своего отрицательного отношения к праву. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Что касается права, то мы, наряду со многими другими, подчеркнули оппозицию коммунизма против права как политического и частного, так и в его наиболее общей форме - в смысле права человека».

Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах – теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращение правящей элиты в конечном счете в преступную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной администрации и т.д., в проведении государственной политики на уголовные элементы).

Правовая культура – это уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.

Формы правовой культуры :

Правовая культура общества;

Правовая культура личности;

Правовая культура группы.

Параметры правовой культуры демонстрируют:

1) насколько высок уровень правосознания общества, то есть насколько соблюдается в обществе принцип гуманизма, информирование общественности о процессе законотворчества; обеспечивается соблюдение прав и свобод личности, осознание самими гражданами объема принадлежащих им прав и свобод, их знание основ права и конституции, правомерное поведение личности, позитивное отношение к представителям власти, суду;

2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменительной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов;

3) степень развития правовой системы в государстве в целом. Она будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов, во главе которой стоит конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы.

Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства. Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности.

Одной из важных задач государства является процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания. Эта деятельность называется правовым воспитанием. Данная функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям, и другим структурам государственного аппарата.

Направления правового воспитания :

1) формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье;

2) обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;

3) самовоспитание;

4) предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.).

Способы правового воспитания – убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение и наказание.

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.

Актуальность исследования проблемы правового воспитания обусловлена двумя факторами: прежде всего разработкой и внедрением в жизнь новых основ российского законодательства, а также присоединением России к международным документам о правах детей и юношества и повышением уровня правовой культуры населения.
В наше время важность правовой культуры в условиях становления подлинно демократического правового государства все возрастает.
Право играет особую роль в процессе становления правового государства и гражданского общества. Суть проблемы в том, что необходимо найти оптимальное сочетание вмешательства государства и свободы усмотрения общества во всех сферах жизни людей. На современном этапе необходимо конструктивное взаимодействие общества и государства, в том числе и по вопросам образования. Единственным инструментом, позволяющим обеспечить участие общества в делах государственных, гарантом его интересов выступает закон.
Но недостаточно только наличия хороших законов. Во всем обществе должна сложиться обстановка безусловного уважения закона. Иначе закон, гарантирующий самые передовые демократические нововведения, будет фикцией, пустым звуком. То есть необходимо наличие высокого правосознания личности и общества, высокой правовой культуры.
Ведущими принципами в осуществлении системы правого воспитания являются принцип гуманизма и принцип законности.
Принцип гуманизма предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного и всестороннего проявления способностей личности.
Принцип законности предполагает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.
Назначение правового воспитания состоит в том, чтобы служить осуществлению политики государства, прежде всего по социальной защите детей и молодежи, но эту роль оно может выполнять только при условии строжайшего соблюдения всех норм права.

Правовое воспитание: понятие, формы и цели

Кому из нас не хотелось бы жить в правовом государстве, чувствовать, что ты защищен дома, на улице, на работе? Россия идет по пути коренного обновления правовой системы. Но более полувека назад выдающимся русским мыслителем, правоведом и философом И. А. Ильиным были сказаны следующие слова: "Государственное и политическое обновление может прийти только из глубины правосознания и человеческого сердца". Справедливость этих слов ежедневно подтверждается нашей жизнью. Вот почему правовое воспитание личности относится к числу ключевых проблем, стоящих перед нашим государством. Это направление может быть названо глобальным в силу своего влияния на все сферы общественной жизни.
Система мер, направленных на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание.
Правовое воспитание - целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.
Правовое воспитание сложная и многоаспектная система деятельности, особая роль в которой принадлежит образовательной системе. Именно в юношеском возрасте, когда формируются личностные установки человека, необходимо закладывать основы для становления человека, уважающего закон. Конечно, многие правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики, через иные не правовые формы и каналы общественного сознания. Однако правовое воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.
Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства.
Правовое воспитание - сложная и многоаспектная деятельность, проявляющаяся в нескольких формах. Среди них:

  • " пропаганда права средствами массовой информации (журналы, радио, телевидение, интернет). Для этой формы характерны массовый, наиболее обширный охват аудитории, использование различных рубрик, тематических бесед, репортажей и т.д.;
  • " издание литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии законов и правовой практики и др.);
  • " устная правовая пропаганда - лекции, беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, циклы лекций, лектории и др. Охват аудитории здесь меньше, зато имеются возможности непосредственно связываться со слушателями, сразу же получить ответ на интересующий вопрос, обменяться мнениями и вступить в дискуссию;
  • " правовое образование граждан - изучение законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах, в народных университетах правовых знаний. Позитивные черты этой формы - постоянство аудитории, наличие программ, домашних заданий, семинаров, экзаменов, закрепление целой, внутрисвязанной системы знаний;
  • " профессиональное правовое образование , подготавливающее специалистов в области права (юридические вузы, факультеты, специальные курсы повышения квалификации и т.д.);
  • " наглядная правовая информация (стенды фотографий правонарушителей, стенгазеты, боевые листки и т.д.);
  • " влияние юридической практики - законотворческой деятельности государства, Конституционного Суда РФ, работы судов и других правоохранительных органов;
  • " влияние произведений литературы и искусства , посвященных правовым проблемам - кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских и зарубежных писателей (произведения Ф. Достоевского, Л. Толстого, Т. Драйзера, современных российских авторов).

Правовое воспитание - это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм. Целями правового воспитания являются:

  • " достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в первую очередь, тех норм, которые непосредственно касаются человека. Известно с древности правило, что незнание закона или неверное, искаженное его понимание, расходящееся с волей законодателя, не освобождает от ответственности за его нарушение;
  • " повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом;
  • " создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы протеста и нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности.
Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
Другими словами под содержанием правового воспитания понимается часть социального опыта в области правовой культуры и выделяется следующие ее составляющие: правовую грамотность, правовое мышление и правовую умелость.
Правовая грамотность: знакомство с сущностью понятий (закон, конституция, законодательство, нормативный акт, норма права, право); законодательными документами по социальной защите детей международного, федерального и регионального уровней. Развитие правовой грамотности осуществляется на практических занятиях, на которых школьники и студенты проводят сравнительно-сопоставительный анализ документов, делают выводы о сходстве и различии концептуальных основ.
Правовое мышление и умелость основываются на правовых знаниях и представляют собой умение оценивать замыслы, поступки, поведение людей с точки зрения норм права. Для развития правового мышления предусматривается разбор педагогических и психологических ситуаций, которые могут иметь место в реальной жизни. В ходе решения данных ситуаций (задач) молодые люди учатся подключать правовые знания, проектировать свои действия на действительность, осознавать ценность личности, ее прав, свобод и обязанностей перед собой, обществом и государством, понимать естественную свободу человека и свободу человека в обществе.

"…естественная свобода человека состоит в том, чтобы не зависеть ни от какой верховной власти на Земле и не быть подчиненным воле или законодательной власти человека, а подчиняться только законам природы. Свобода человека в обществе состоит не в том, чтобы не подчиняться никакой другой законодательной власти, кроме той, которая установлена с согласия общества…."

(Джон Локк, британский философ (1632 - 1704 г.г.), из работы "О гражданском управлении" (1690)). Содержание, субъективный и объективный состав правового воспитания зависят от того какие цели ставятся перед воспитательным процессом. Так, если целью воспитания ставится распространение правовых знаний, то тогда оно сводится к правовому просвещению. Если же направлена на формирование правовых убеждений, чувства уважения к нормам права, тогда процесс правового воспитания ограничен набором таких средств и методов, воздействие которых направленно в основном на формирование правового сознания личности. Превентивная цель правового воспитания искусственно сужает круг объектов и субъектов системы, ограничивает применение разнообразных средств и методов воздействия. И только ставя перед правовым воспитанием комплексную цель по формированию правовой культуры личности, возможно доведение правовоспитательного процесса от распространения правовой информации через этап формирования ценностных ориентации и навыков правомерного поведения до вовлечения личности во все сферы государственной и общественной жизни, урегулированные правом, т.е. до формирования социально-правовой активности.
Правовое воспитание призвано искоренить правовой нигилизм и правовой идеализм, сложившиеся стереотипы и повысить уровень правовой культуры. Потому, что только в этом случае возможно создание правового государства и гражданского общества, в условиях которых реально полное осуществление всех прав и свобод личности.

Основные элементы механизма правового воспитания

Основные элементы механизма правового воспитания - это способы организации воспитательного процесса. В современных условиях применяются самые разнообразные формы правовой работы с населением: правовой ликбез, пропаганда права средствами массовой ниформации, правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.).
На сегодняшний день сложилась система правового образования, включающая не только деятельность высших юридических учебных заведений, преподавание основ государства и права в учреждениях среднего образования, правовых дисциплин в высших учебных заведениях не юридического профиля.
Система мероприятий правового образования включает в себя работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами, как на коммерческой, так и бюджетной основе. К формам воспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, "круглые столы" специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические телевизионные передачи, комментарии нового законодательства специалистами и т.д.
К сожалению, в настоящее время значительно сократился удельный вес массовой правовоспитательной работы. Эта работа ведется по сути дела, лишь в связи с периодическими избирательными или иными конституционно-необходимыми мероприятиями. Между тем практикой выработаны и успешно использовались такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы и т.д.
Серьезный недостаток нынешней практики воспитательной работы в юридической области является недооценка организационных форм рассчитанных на молодежную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали, кружков "молодого юриста" и т.д.
Новый этап развития отечественной государственности, изменения форм собственности и методов экономического регулирования диктует необходимость переоценки и многих традиционных форм правового воспитания. Однако важно сохранить оправдавший себя опыт в этой области, стимулировать его развитие на новом экономическом и политико-правовом фундаменте.
В условиях беспрецедентного роста преступности, снижения социальной защищенности граждан как никогда важно разъяснение прав, возможностей граждан (немало возросших) по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами.
Здесь никогда не утратит своего значения живое слово, газетная, журнальная статья, кинофильмы, наглядные формы, направленные на воспитание чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснение новых экономических возможностей граждан, новых юридических видов социализации человека в рыночной экономики.
Вторым важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы - приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка. К методам правового воспитания относятся конкретные и весьма многообразные приемы педагогического, эмоционального, логико-гносеологического воздействия на воспитуемых. Обучение этим приемам обычно осуществляют специально подготовленные методисты-референты по правовой пропаганде и правовому воспитанию.
Важным моментом правового воспитания является правовое просвещение. Правовое просвещение, т.е. процесс распространения правовых знаний, служит росту общей юридической культуры и образованности населения. Главная цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды - воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России.
Таким образом, можно говорить о значительной роли образовательных учреждений всех уровней в правовом воспитании и в плане возможностей и в плане обязанностей. В связи с этим при проведении модернизации образовательной системы любого уровня необходимо уделять должное внимание правовому компоненту воспитания полноценной личности.

Правовая культура

Правовая культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми на протяжении веков, достигнутый человечеством уровень исторического развития, степень цивилизованности общества, интеллектуального, духовного развития, гуманистического мировоззрения. Это достижения материального производства, науки, искусства, идеологические и моральные ценности.
Правовая культура является непременной составной частью общечеловеческой культуры. Подлинно культурным обществом является то, где разработана и действует развернутая и непротиворечивая система законодательства, отражающая общечеловеческие духовные ценности, где права личности обеспечиваются и защищаются, господствует режим законности и законопослушания, где сохраняются юридические памятники как непреложные культурные ценности.
Правовая культура, отражая уровень правовой цивилизованности общества и включая в себя прогрессивные достижения зарубежных правовых систем, объединяет все, что создано человечеством в правовой сфере, - право, юридическую науку, правосознание, практику законотворчества и судебной деятельности, юридическое мировоззрение, национальные корни, историческую память, юридические обычаи и традиции. Это обусловленное социальным, экономическим и духовным строем общества внутреннее состояние его правовой жизни.
Правовая культура предполагает достаточное знание должностными лицами и гражданами юридических норм, их правовую грамотность, умение, навыки пользоваться законами в практической жизни, высокую степень уважения авторитета права, его оценки как необходимой социальной ценности для нормального функционирования цивилизованного сообщества людей, атмосферу законопослушания личности, устойчивые привычки, внутреннюю потребность к соблюдению закона и социально-правовой активности.
Необходимым элементом правовой культуры является также наличие в стране детально разработанного, охватывающего все основные сферы отношений, беспробельного, внутренне непротиворечивого и технически совершенного законодательства, последовательно отражающего идеалы демократии, свободы и справедливости, высокий уровень его кодифицированности, упорядоченности и информационной обеспеченности.
В правовую культуру включаются также и высокий уровень правотворческой деятельности в стране, своевременный и качественный учет в законодательстве новых тенденций и потребностей развития общества, демократические основы подготовки и принятия новых нормативных решений, активное использование выработанных мировой практикой правил законодательной техники. Не менее важны также и эффективность правоприменительной работы управленческого и правоохранительного аппарата, авторитет судов и других органов, осуществляющих борьбу с преступностью, их способность вместе с общественностью преодолеть это социальное зло.
Уровень юридической культуры проявляется также в степени развития юридической науки в стране, эффективности правового образования. Забота об исторических юридических памятниках (в нашей стране это, например, Русская правда, Уложение царя Алексея Михайловича, Свод законов царской России и др.), их охрана, сохранение, научное изучение - также необходимые элементы правовой культуры.
Реальный уровень юридической культуры в каждом обществе и на разных этапах его развития неодинаков, что зависит от многих разнохарактерных факторов. Это уровень развития экономики страны и благосостояния ее граждан, национальные, религиозные и иные особенности, политический строй и способность власти устанавливать и охранять правовые институты, противостоять произволу, пресекать правонарушения, степень развития юридической науки и образования и др. В современном российском государстве такой уровень, как применительно к отдельным гражданам, так и ко всему обществу в целом, к сожалению, пока еще достаточно низок, и нужно многое сделать для преодоления правового нигилизма, повышения авторитета и действенности законодательства, его способности быть эффективным инструментом создания в нашей стране правового государства, олицетворяющего юридико-культурные ценности мировой цивилизации.

Правовой нигилизм и цинизм молодежи

Правовая культура общества предполагает определенный уровень знания населением в целом и отдельными гражданами действующего законодательства, их законопослушное поведение в форме соблюдения и исполнения норм права.
Системный кризис российского общества сказался на правовом и политическом сознании россиян. Происходит трансформация сознания людей, меняются их убеждения, ценности, установки.
Важно отметить, что эффективность политического правового сознания зависит, прежде всего, от конкретной исторической ситуации. Демократическая правовая система для сегодняшней России - это идеал. При низком уровне правового сознания, правовом нигилизме граждан даже самые смелые реформы, даже самое современное законодательство может ожидать неуспех.
Особую озабоченность вызывает распространение таких явлений в молодежной среде. С целью повышения юридических знаний сегодня во многих школах существуют специализированные юридические классы. В стране существует огромное количество юридических вузов. Кроме этого, средства массовой информации активно занимаются правовым просвещением. Существует множество общественных организаций, занимающихся предоставлением юридических услуг населению и правовым просвещением.
Повышению уровня правовой культуры способствует активное участие молодежи в политической жизни общества. Так как право - это эффективный и гибкий инструмент политики. И как выражение государственной воли, опирающейся на принудительную силу государства, право всегда имеет и политическое содержание, и выступает одной из форм политики. При этом правовое и политическое сознание тесно взаимодействуют.
Однако, несмотря на это, уровень правосознания и в целом правовой культуры молодежи остается достаточно низким. Его обуславливает, прежде всего, экономический кризис, в котором находится наша страна. Отчуждение живущих в нищете людей является одним из важнейших факторов развития правового нигилизма.
Проводимые социологические исследования в области правовой культуры нынешних школьников и студентов первых - третьих курсов позволяют наряду с положительными выводами сделать заключение о достаточно частом проявлении правовой антикультуры. Самые очевидные из них: правовая безграмотность, правовой нигилизм и правовой цинизм.
Правовая безграмотность
выражается в незнании (или очень плохом знании) норм права, хотя вполне может сочетаться с достаточно высоким уровнем нравственного развития. Типичные высказывания для этой категории школьников: "Зачем порядочным, честным людям знать законы? Они и так ведут себя хорошо".
Правовой нигилизм выражается в неверии в регулирующую силу права, разочаровании в его социальной роли. Типичное высказывание здесь. "Законы пишутся для честных людей, а те, кто "делает" бизнес, политику, спокойно их обходят, и нет силы, способной заставить их следовать правовым нормам".
Правовой цинизм - наиболее опасное проявление антикультуры. К сожалению, в школьной среде, особенно среди старшеклассников, можно услышать фразу: "Нет такого закона, который нельзя подмять под себя: все зависит от цены, которую надо за это заплатить".
Поэтому основная задача, стоящая перед современной школой и ВУЗом, - помочь преодолеть подобное отношение, сформировать высокий уровень правовой культуры молодежи.
Таким образом, в настоящее время для российского общества наиболее актуальна проблема правового воспитания населения (особенно молодежи), реализации положений Конституции, принятия действенных мер по ее неукоснительному соблюдению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Правовой нигилизм по-прежнему представляет основную трудность в реформировании российской действительности. Особого внимания заслуживает положение дел с соблюдением конституционных прав и свобод россиянина, которые в соответствии со ст. 18 Конституции являются непосредственно действующими. Многие из этих прав пока не подкреплены гарантиями реальной государственной, и, в первую очередь, судебной защиты, ответственностью за их нарушения.
И, тем не менее, осознание важности и ценности личности, ее прав и свобод в современной действительности является огромным шагом России на пути к демократическому государству. Именно правовое воспитание как система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм, способствует становлению демократического государства.
Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства. Именно поэтому проблема правового воспитания особенно актуально сегодня в России. И от того как она будет решаться зависит станет ли Россия действительно правовым государством, сможет ли обеспечить повсеместное соблюдение прав и законных интересов человека и гражданина, гарантировать реальную государственную и судебную защиту.

4. Правосознание: понятие, черты, структура, функции, виды.

5. Правовая культура: понятие, структура, функции.

6. Правовое воспитание: понятие, система.

1. Правосознание: понятие, черты, структура, функции, виды

Правосознание – это совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, настроений, оценок, установок, в которых выражается отношение людей к праву и правовой действительности.

Черты правосознания:

1. Правосознание – это одна из форм общественного сознания.

2. Оно выражает отношение людей к праву (прошлому, современному, желаемому) и правовым явлениям.

4. Оно определяется материальными и духовными условиями жизни общества.

Структура правосознания:

Правовая психология (это совокупность чувств, эмоций, настроений, в которых выражается отношение людей к праву и правовым явлениям).

Правовая психология выражается в отдельных психологических реакциях человека на право и правовые явления.

Правовая идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, выражающих отношения людей к праву и правовым явлениям).

Она выражается в научном или философском осмыслении права и правовых явлений. Философские и научные теории формируются отдельными людьми, а затем становятся достоянием многих.

Функции правосознания:

1. Познавательная (через восприятие и осмысление права и правовых явлений происходит познание общественной жизни).

2. Оценочная (она выражается в оценке конкретных жизненных обстоятельств как юридически значимых).

3. Регулятивная (она реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок).

Виды правосознания:

1. По субъекту (носителю):

Индивидуальное (его носителями являются отдельные люди);

Групповое (его носителями являются социальные группы);

Массовое / общественное (его носителем является общество в целом).

Обыденное (его носителями являются лица, не имеющие юридического образования; оно основано на обыденных знаниях и жизненном опыте; в его структуре преобладает правовая психология);

Профессиональное (его носителями являются юристы; оно основано на специальных юридических знаниях и знании юридической практики; в его структуре преобладает правовая идеология);

Научное (его носителями являются ученые-юристы; оно основано на глубоких теоретических знаниях о праве, на анализе и обобщении юридической практики; в его структуре преобладает правовая идеология).

2. Правовая культура: понятие, структура, функции

С понятием правосознания тесно связано понятие правовой культуры. Правовая культура шире по содержанию, чем правосознание, так как правосознание включает в себя только совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, установок, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям, а правовая культура представляет собой положительный тип отношения к праву и правовым явлениям, который выражается в деятельности людей (индивидуальной или коллективной).

Структура правовой культуры:

Правовая культура личности;

Правовая культура общества.

Элементы правовой культуры личности:

1.) гносеологический (означает правовую информированность личности, знание норм права);

2.) ценностно-ориентационный (это правовые установки, правовые ценностные ориентации, определяющие направленность правовой активности личности, готовность позитивно воспринимать правовую информацию, оценивать ее и действовать на основе сформированного отношения);

3.) деятельностный (это устойчивые формы правомерного поведения, направленные на реализацию правовых норм).

Элементы правовой культуры общества:

1.) состояние и уровень общественного правосознания и правовой активности общества;

2.) уровень развития права;

3.) культура юридической деятельности (правотворческой, правоприменительной, интерпретационной, научной, образовательной).

Функции правовой культуры:

1.) познавательная (она заключается в освоении отечественного и зарубежного правового опыта);

2.) регулятивная (она осуществляется посредством реализации правовых норм);

3.) нормативно-ценностная (она состоит в изменении индивидуального поведения путем сопоставления с образцами поведения, установленными в нормах права);

4.) трансляционная (она состоит в передаче правового опыта);

5.) коммуникативная (она реализуется в правовом общении и способствует согласованию индивидуальных, групповых и общественных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей);

6.) прогностическая (она выражается в прогнозировании развития общества, государства, права).

3. Правовое воспитание: понятие, система

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по формированию правосознания и правовой культуры личности и общества.

Правовое воспитание призвано формировать личность, которая добровольно и сознательно строит свою жизнедеятельность в соответствии с правом.

Правовое воспитание следует отличать от правовой социализации, которая представляет собой длительный процесс формирования права, протекающий на протяжении всей жизни человека (но особенно в детские и юношеские годы) под воздействием различных факторов. Правовое воспитание представляет собой один из инструментов правовой социализации личности.

Элементы системы правового воспитания:

1.) субъекты воспитания (родители, учителя, воспитатели, преподаватели, ученые, журналисты, должностные лица и т.д.);

2.) объекты воспитания (индивиды, социальные группы, общество);

4.) методы воспитания (убеждение, поощрение, принуждение и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);

5.) формы воспитания (правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самовоспитание).

Тема 20.


Похожая информация.