» »

Жаккардовый ткацкий станок. Французский изобретатель Жозеф Мари Жаккар: кибернетика и жаккардовая ткань О чем не догадывался изобретатель

08.03.2024

Жозеф Мари Жаккар, французский изобретатель ткацкого станка для узорчатых материй (машина Жаккарда). Свою трудовую деятельность, начал в детские годы на одном из ткацких производств в Лионе. Однако его не заинтересовал этот тяжёлый труд, и Жозеф решил учиться и работать в переплётной мастерской. Видимо, и в этой отрасли ему было не суждено работать, так как получил в наследство от отца ткацкие станки и небольшой участок земли, и, запустив несколько неудачных бизнес-проектов будущий изобретатель потерял большую часть отцовского наследства, и тогда Жозеф задумался над усовершенствованием ткацкого станка.

На тот момент, во Франции наблюдалось бурное развитие ткацкого производства, но возможности ткацких станков были технологически ограничены тем, что для массового производства выпускались одноцветные ткани или в цветную полоску, а другие ткани делали вручную, включая ткани с вышитыми узорами. С этой целью Жаккар занялся усовершенствованием ткацкого станка, чтобы можно было изготавливать различные ткани промышленным способом. Опытный образец станка Жаккар создал к 1790 году, но работа была приостановлена в связи с революционными событиями во Франции. Свою работу он продолжил после революции, и изобрёл станок для плетения сетей, с которым направился в 1801 году в Париж на выставку, там он увидел модель ткацкого станка Жака де Вокансона, построенного ещё в 1745 году, в котором для управления переплетением нитей Жак де Вокансон использовал перфорированный рулон бумаги. Увиденное им, натолкнуло Жаккара на идею, которую он с успехом применил в своём ткацком станке.

Жаккар впервые придумал и использовал перфокарту для управления каждой нитью в отдельности, а также механизм считывания с неё информации, что дало возможность ткать ткани с разными узорами, нанесенными на перфокарте. На выставке в Париже в 1804 году изобретение Жаккара получило золотую медаль, и ему был выдан патент. Промышленный вариант жаккардового станка был полностью завершён только в 1808 году и позволял ткать промышленным способом ткани со сложными узорами (жаккард).

Ткацкий станок Жаккара стал прообразом современных автоматических ткацких станков.

Жаккар за свое изобретение получил от Наполеона I награду - пенсию в 3000 франков, а так же право с каждого действующего во Франции станка его конструкции, взимать премию в 50 франков. Заметим, что во Франции к 1812 году работало более десяти тысяч жаккардовых станков.

Изобретатель в 1819 году получил Крест Почётного Легиона.

Напомним, что английский учёный Чарльз Бэббидж в 1823 году пытался построить вычислительную машину с использованием перфокарт, однако только американскому учёному удалось сделать это в конце XIX века и с её помощью в 1890 году были обработаны результаты переписи населения. Перфокарты в вычислительной технике, в частности, на ЭВМ Минск-22, 32 и др. использовали до середины ХХ века.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ ЖУРНАЛА ЧИТАЙТЕ В ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ
Модератор рубрики - Абол Римма

Жаккардовые ткани

крупноузорчатые ткани из любых видов волокна, выработанные на жаккардовых станках и идущие на изготовление покрывал, скатертей и т. п.; по имени Ж. М. Жаккара.


Жозеф Мари Жаккар

Joseph Marie Jacquard (1752–1834)


французский изобретатель. Родился в Лионе в семье прядильщика шелка. От отца унаследовал маленькую мастерскую, но вскоре обанкротился. В 1790 г. задался целью восстановить ткацкий станок, построенный за 50 лет до того Жаком де Воказаном (Jacques de Vaucasan). Это был один из первых образцов автоматического ткацкого станка. Французская революция временно прервала работы Жаккара. Он воевал в рядах республиканской армии, но после победы вновь принялся за работу. В 1801 г. сконструировал станок, для управления которым использовались перфокарты; позже усовершенствовал станок, соединив перфокарты в бесконечную ленту, что позволяло ткать большие полотна и ковры. Французское правительство заинтересовалось изобретением. Жаккару стали выплачивать деньги за каждый сделанный ткацкий станок его конструкции. В 1812 г. во Франции работали 11 тыс. станков Жаккара. Они стали появляться и в других странах. Использование автоматических ткацких станков вызвало в 1820 г. текстильный бум в Европе.

Впоследствии Чарлз Бэббидж использовал перфокарты, похожие на те, которые применял Жаккар, для того чтобы создать автоматическое счетное устройство.

См. также Ада .

безопасное лезвие для бритья, первый в мире товар одноразового использования. Название – по имени К. К. Жиллетта.


Кинг Кемп Жиллетт

King Camp Gillette


американский изобретатель и предприниматель. Родился в Фон дю Лаке (штат Висконсин). В 1871 г. его семья потеряла все имущество в большом пожаре в Чикаго. Жиллетт вынужден был стать коммивояжером, продавал скобяные изделия. Занимаясь заточкой лезвия опасной бритвы, он придумал безопасное сменное лезвие (стальную пластинку с двумя острыми краями) и безопасную бритву (зажим этого лезвия, снабженный ручкой). Изобретение было встречено скептически – ведь лезвия нельзя было повторно заточить. В 1903 г. удалось продать лишь 51 бритву и 168 лезвий, но уже к концу 1904 г. – 90 тыс. бритв и 12 млн 400 тыс. лезвий. До 1931 г. Жиллетт был президентом созданной им компании по производству бритвенных лезвий, а от реального управления отошел в 1913 г., посвятив себя пропаганде своих социальных взглядов. Он был социалистом-утопистом, автором нескольких книг и статей; считал, что конкуренция расточительна, и призывал к созданию планового общества, которым бы управляли технократы. В 1910 г. безуспешно предлагал президенту США Теодору Рузвельту создать на территории Аризоны (еще не ставшей американским штатом) «всемирную корпорацию» и стать ее президентом. Сам Жиллетт был согласен выделить на это начинание 1 млн долларов.

| Жаккардовый станок

Жаккардовый станок (Жаккардовый ткацкий станок, станок Жаккарда, Жаккардова машина) - зевообразовательный (зев - пространство между раздвинутыми основными нитями) механизм ткацкого станка для выработки крупноузорчатых тканей, таких как декоративные ткани, скатерти, ковры и т.д.). Станок позволяет раздельно управлять каждой нитью основы или небольшой их группой. Назван по имени французского ткача и изобретателя Жозефа Мари Жаккара (Жаккарда, 1752-1834).

На первый взгляд, следующая ступень в развитии после Паскалины и калькулятора Лейбница , не имеет ничего общего с числами и расчётами, однако это не так. На протяжении всего 18 века на французских фабриках по производству шёлковых тканей велись эксперименты с разного рода механизмами, управлявшими станком с помощью деревянных барабанов, перфорационных лент и карт. В каждом из трёх вариантов нить поднималась и опускалась в соответствии с наличием отверстий (зевов), так получался тканевый рисунок.

В 1804 году Жаккар сконструировал полностью автоматизированный станок, с помощью которого было возможным воспроизвести сложнейшие узоры. Работа станка программировалась колодой перфокарт , каждая из которых, в свою очередь, управляла одним ходом челнока. Чтобы перейти к новому рисунку, оператор станка просто менял колоду перфокарт. Разумеется, удивительное изобретение вызвало настоящую революцию в ткацком производстве, причём заложенные тогда принципы используются и по сей день! Как раз перфокартам и было суждено сыграть роль в программировании компьютеров, потому станок Жаккара занял своё место в истории ЭВМ…

Наступил новый век, всё новые изобретатели пытались штурмовать город под названием «Вычислительная техника» и ближе всего к созданию компьютера (как мы его сейчас понимаем) подошёл англичанин Чарльз Бэббидж .

Главной страстью Бэббиджа была борьба за безукоризненную математическую точность. Английский учёный объявил настоящий «крестовый поход» против ошибок в таблицах логарифмов, которыми в то время широко пользовались при вычислениях астрономы, математики и даже штурманы дальнего плавания. Бэббидж любил точность, ничто не могло пройти мимо его внимательного взгляда. Как-то раз он послал письмо поэту Теннисону, в котором резко критиковал его строки «Каждый миг какой-то человек умирает, каждый миг рождается другой». Из-за того, что численность населения Земли растёт, отмечал Бэббидж, эти строки следовало бы всё-таки привести в соответствие с истиной: «Каждый миг один человек умирает, каждый миг рождается один и одна шестнадцатая другого».

Наивысшим достижением Чарлза Бэббиджа и вместе с тем его величайшей болью была разработка принципов, положенных в основу современного компьютера, за целое столетие до того, как появилась техническая возможность их реализации. Он потратил несколько десятилетий, крупные правительственные субсидии и значительную часть собственных средств в безуспешных попытках создать вычислительную машину, работающую на этих принципах. Именно в

Жаккар родился в 1752 г. в семье ткача. С юных лет ему пришлось скитаться по разным районам Франции и переменить ряд специальностей, в числе которых была профессия отливальщика шрифтов и переплетчика. В 1793-1794 гг. мы застаем Жаккара вместе с сыном в рядах революционной армии Конвента, сражающимися с войсками монархической Австрии. Гибель сына в одной из битв прервала военную службу Жаккара и заставила его вернуться в Лион. С этого времени он до конца жизни посвящает все свои труды ткачеству.

Знакомый еще с детства с тяжелым положением узорчатых ткачей, Жаккар хорошо сознает, что час машины настал, что от нее зависят дальнейшие судьбы лионской промышленности. Сначала Жаккар ставит перед собой только скромную задачу: усовершенствовать станок Понсона — Верзье, сделав его более компактным и сократив количество необходимых для его обслуживания дергальщиц. Сконструированный Жаккаром и запатентованный им в июне 1800 г. станок был премирован бронзовой медалью, а модель его была удостоена помещения в Консерватории искусств и ремесел (Descripsion des machines et procedes).

Несмотря на много остроумных улучшений и дополнений, сделанных Жаккаром, это его изобретение не выходило за пределы проторенных путей и не порывало со старой традицией. Конструкция станка была очень сложной и практическая проверка не оправдала связывавшихся со станком надежд. Но уже через два года Жаккар обращает на себя всеобщее внимание блестящим разрешением задачи, выставленной одновременно на конкурсах Общества поощрения ремесел и искусств во Франции и Королевского общества поощрения ремесел и искусств в Англии, — изобретением стапка для механического вязания рыболовных сетей. Результатом этого было приглашение Жаккара в Париж, где он должен был в мастерских Консерватории искусств и ремесел закончить постройку своего нового станка.

Работая в этой опытной лаборатории французской промышленной техники, Жаккар знакомится ближе с коллекцией машин из кабинета Вокансона, помещенной в Консерватории, и находит в чердачных руинах отдельные части давно забытого узорчатого станка гениального французского механика. Реставрация станка и испытание его позволяют Жаккару критически исследовать его положительные и отрицательные стороны, нащупать его сильные и слабые места. Жаккар решает заново переработать всю конструкцию. Он уезжает в Лион, где его находкой уже заинтересовалась группа фабрикантов, предлагавших изобретателю денежную помощь и устроивших ему специальную мастерскую для работ. Ловкие предприниматели заранее заключают с Жаккаром договор о переуступке им всех прав на будущее изобретение в обмен на ежегодную пенсию в 3000 франков (Ballot, Johannsen).

В 1804 г. новая машина, которой суждено было произвести такой переворот в шелкоткачестве, какой ни до нее, ни после нее еще ни одно изобретение не совершало, была закончена постройкой. Впоследствии этот исторический станок был установлен в Консерватории искусств и ремесел и по этому сохранившемуся памятнику техники можно судить о значении изобретения Жаккара (патент на станок 1804 г. не был взят изобретателем).




Этот станок изображен на рис. а и 6. Центральным его органом является четырехгранная, с высверленными углублениями призма, которая поддерживает продырявленную ленту, помещающуюся на двигающейся каретке. Действием собачки призма поворачивается с каждым тактом (образованием зева) на четверть оборота. Горизонтально расположенные иглы с пружинами находятся в особом игольном ящике. По бесконечной цепи двигается серия карт, позволяющая автоматически осуществлять нужный рисунок ткани. При каждом повороте призмы карта прижимается к ее грани и направляется последней к иглам. Одни иглы свободно проходят через отверстие карты, другие отодвигаются ею в сторону и снимают свои крючки с ножей, вследствие чего связанные со сдвинутыми крючками нити основы не поднимаются и образуют нижнюю часть зева. Свободно прошедшие иглы оставляют крючки на ножах, которые действуют на крючки, и при помощи аркадных шнуров и рамных нитей поднимают вверх те нити основы, которые требуется поднять для прокидки челнока. В это время призма отходит от игольной доски, и пружины начинают толкать сдвинутые иглы и крючки к исходному положению, что необходимо для работы следующих карт. Новый поворот призмы и нажим новой карты на игольную доску производит очередную комбинацию отбора игл и нитей основы. (Подробнее о ткачестве с картами можно найти ).
Общее количество игл на станке равно количеству отверстий на четырех гранях призмы (Barlow, The History and principles of weaving).



Такова схема работы машины Жаккара. Мы видим, что в ней изобретателем удачно соединен фальконовский принцип отбора нитей продырявленной лентой с вокансоновским принципом прижимания игл специальным аппаратом, двигающимся на каретке. К этому Жаккар добавил существенные новые детали: бесконечную цепь для автоматического перемещения карт и призму, сочетавшую дощечку Фалькона и цилиндр Вокансона, но играющую теперь активную роль механизма, направляющего карты к игольный доске. Вследствие этого в станке Жаккара дергальщица совершено устраняется из производственного процесса, и переборка рисунка может производиться вне станка, чем ликвидируются простои в работе, характерные для прежних систем станков, и обеспечивается возможность быстрой смены рисунка. Последний, благодаря неограниченной длине цепи картона, может быть каким угодно сложным. Наконец, элементарность операций, которые сохраняются для рабочего, делает совершенно ненужным высокое искусство прежних мастеров и позволяет использовать для обслуживания станка малоквалифицированных ткачей. Иначе говоря, станок Жаккара разрешил до конца те задачи, которые стояли тогда перед французской капиталистической промышленностью, и, использовав все ценное, что имелось в предшествующих конструкциях, превратил полумеханизированный аппарат в настоящую рабочую машину.

«Критическая история технологии:», говорит Маркс, «вообще показала бы, как мало какое бы то ни было изобретение XVIII столетия принадлежит тому или иному отдельному лицу». История станка Жаккара — одно из блестящих тому доказательств.

Машина Жаккара, простая по конструкции и приводившаяся в движение ручным способом, так же как и «Дженни» в Англии, не вызвала на первых порах перехода к фабричной системе, и с 1806 г. начала устанавливаться во многих мелких предприятиях Лиона. По правительственному декрету 1805 г. Жаккар получал право на отчисления в свою пользу (в размере 50 франков) от каждого применившегося в производстве станка его конструкции. Практическое распространение станка задерживалось, однако, в первые годы целым рядом конструктивных недостатков машины. Сюда; в первую очередь, относились невероятный грохот, производимый движением каретки, расхождения в движении каретки и призмы, неравномерность прижимания картона к иглам, дороговизна станка. Ручная набивка рисунков на картон также показывала, что ремесленные черты еще не были полностью преодолены в новой машине. В первоначальном своем виде станок Жаккара, как и простой механический ткацкий станок Картрайта , «представляет лишь более или менее измененное механическое издание старого ремесленного инструмента» (Маркс, Капитал).

Первые усовершенствования в машине Жаккара были сделаны механиком Бретгоном, который после нескольких лет упорной работы заменил каретку прессом, точно регулировавшим ход призмы, упростил передаточный механизм машины, уничтожив ряд блоков, противовесов и рычагов, что ускорило работу основных органов станка, и ввел метод производства отдельно рисунка и фона ткани, благодаря чему количество пустых карт уменьшалось за счет увеличения продырявленных карт, а тем самым и за счет увеличения раппорта ткани. В период 1815-1820 гг. ряд французских изобретателей придает станку тот технически-совершенный вид и практически-рентабельный характер, который сохраняется почти неизменным на многие десятилетия.

Широкое распространение станка во Франции быстро понизило заработную плату узорчатых ткачей, которая за 10-15 лет упала на 50%. в 1825 г. в одном Лионе работало уже свыше 10 000 жаккаровых станков. В 1810 г. станок Жаккара попал в Англию и положил здесь начало фабричному шелкоткачеству. Станок стал изготовляться на английских фабриках из металлических частей и приводиться в движение паровой машиной (Textile machinery. Catalogue of Science Museum). С 1816 г. новая машина становится известной и в Австрии и Пруссии. В 1820 г. француз Дислен, приехавший в Москву, продал один станок Жаккара за крупную сумму русскому правительству. Станок был установлен в доме одного московского купца для свободного обозрения его фабрикантами. Однако отсутствие опытных мастеров задерживало практическое применение нового станка в России. Только с 1823 г., благодаря работам мастера Каненгиссера, налажено было производство станков для частных предпринимателей. За 5 лет машина Жаккара получает огромное распространение на купеческих и, отчасти, дворянских мануфактурах. В 1828 г. на многочисленных шелкоткацких предприятиях одной только Московской губернии имелось уже около 25 000 станков Жаккара («Журнал мануфактур и торговли». 1828 г).

(декоративные ткани, ковры, скатерти и т. п.). Даёт возможность раздельно управлять каждой нитью основы или небольшой их группой. Создана в 1804 году.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Жаккардовый станок - LIVE, Китай

    ✪ Ткацкий станок DORNIER жакардовый

    ✪ Ткацкие станки Picanol

    Субтитры

История

Названа по имени французского ткача и изобретателя Жозефа Мари Жаккара .

Применение

Жаккардова машина даёт возможность при образовании зева на ткацком станке раздельно управлять перемещением каждой нити или небольшой группы нитей основы и вырабатывать ткани, раппорт которых состоит из большого числа нитей. При помощи жаккардовой машины можно изготавливать узорчатые платьевые и декоративные ткани, ковры, скатерти и др.

Описание

Жаккардова машина имеет ножи, крючки, иглы, рамную доску, рамные шнуры и перфорированную призму. Нити основы, пробранные в глазки лиц (галев), связаны с машиной при помощи аркатных шнуров, продетых в делительную доску для равномерного распределения по ширине станка. Ножи, закрепленные в ножевой раме, совершают возвратно-поступательное движение в вертикальной плоскости. Крючки, находящиеся в зоне действия ножей, захватываются ими и поднимаются вверх, а через рамные и аркатные шнуры поднимаются вверх и нити основы, образуя верхнюю часть зева (основные перекрытия в ткани). Крючки, выведенные из зоны действия ножей, опускаются вниз вместе с рамной доской. Опускание крючков и нитей основы происходит под действием силы тяжести грузиков. Опущенные нити основы образуют нижнюю часть зева (уточные переплетения в ткани). Крючки из зоны действия ножей выводятся иглами, на которые действует призма, имеющая качательные и вращательные движения. На призму надет картон, состоящий из отдельных бумажных карт, которые имеют просеченные и непросечённые места против концов игл. Встречая просеченное место, игла входит в призму, и крючок остаётся в зоне действия ножа, а непросечённое место карты перемещает иглу и выключает крючок из взаимодействия с ножом. Сочетание просеченных и непросечённых мест на картах позволяет осуществить вполне определённое чередование подъёмов и опускания нитей основы и образование на ткани узора.

Яркий пример машины с программным управлением, созданной задолго до появления вычислительных машин. Двоичным кодом набрана перфокарта: есть отверстие-нет отверстия. Соответственно, какая-то нить поднялась, какая-то нет. Челнок прокидывает в образовавшийся зев нить, формируя двусторонний орнамент, где одна сторона является цветовым или фактурным негативом другой. Поскольку для создания даже некрупного узора, требуется около 100 и более уточных нитей и ещё большее количество нитей основы, создавалось огромное количество перфорированных карт, которые связывались в единую ленту . Прокручиваясь, она могла занимать два этажа. Одной перфокарте соответствует один прокид челнока.