» »

Как влияет детство на дальнейшую жизнь человека. Родом из детства: как период детства влияет на нашу жизнь Воспитание дворянства в «Недоросле» Д. И. Фонвизина

31.01.2024


Психологи утверждают - все проблемы из детства…

События, которые происходят в детстве, способны оказывать огромное влияние на ребенка и его дальнейшую судьбу. Они участвуют в формировании характера растущего человека. Радостные впечатления детства дают силы и вдохновение. Благожелательное отношение родителей запоминается на подсознании и помогает творческому раскрытию личности. Негативные воспоминания могут развить неуверенность и комплексы, агрессию и скрытность. Главное – знать, какие именно события являются причиной неудач во взрослой жизни. Психологи охарактеризовали 12 основных факторов детства, влияющих на всю дальнейшую жизнь человека.

  1. Если родители не признают в ребенке самостоятельную личность, не считаются с его желаниями и стремлениями и принимают сами все решения, то это может привести к тому, что он вырастет беспомощным. Такие дети страдают от собственного безволия и зависимы от мнения других. Родителям важно научиться доверять поступкам детей. Неправильно считать малыша беспомощным и нуждающимся в постоянных советах.
  2. Если мальчика воспитывает любящий и заботливый отец, с которым у сына установлена тесная эмоциональная связь, то такой малыш вырастет настоящим мужчиной, способным строить здоровые и полноценные отношения с представительницами противоположного пола. Папы, имеющие душевный контакт со своими сыновьями, могут научить проявлению теплых чувств к женщине, чуткости, состраданию, вниманию и доброте. Это может стать залогом счастливой семейной жизни мальчика в будущем (читаем: пособие отцу в воспитании сына).
  3. Постоянный родительский контроль в детстве может привести к тому, что дети вырастают упрямыми. Для них упрямство является защитным механизмом, с помощью которого они пытаются противостоять решениям родителей. Вырастая, они не утрачивают данную черту.
  4. Если ребенок слишком часто смотрит телевизор, то это может привести к подавлению его навыков общения в будущем. Психологи рекомендуют смотреть телевизор не больше двух часов в день. Остальное время желательно тратить на общение, чтение, рисование или совместные игры.
  5. Если ребенку в детстве разрешают смотреть передачи, в которых присутствуют сцены насилия, то это может привести к развитию агрессивных черт характера и различным психическим расстройствам в будущем, т.к. дети невольно копируют поведение героев и запоминают эту модель как нормальную.
  6. Если дети подражают своим родителям, копируя их поведение и поступки, они вырастают открытыми для общения. Они обладают коммуникабельностью и с легкостью делятся своим мнением с окружающими, не испытывая трудностей в диалоге.
  7. Если ребенка часто наказывать, он может вырасти скрытным. Такие дети, чтобы не попадаться, будут стараться обхитрить или скрыть результаты своего плохого поведения, что может привести к развитию таких негативных черт характера, как упрямость и мстительность. Читаем также: наказывать или нет ребенка за случайные проступки? -
  8. Если родители страдают от пристрастий к алкоголю или употребляют наркотики, то их дети чаще вырастают серьезными и ответственными. Они часто лишены детства и становятся сами родителями для своих непутевых отца или матери.
  9. Психологические травмы детства могут привести к ожирению в будущем.
  10. Жестокое обращение с ребенком может привести к тому, что он будет подвержен депрессиям и подавленности в дальнейшей жизни. Эти состояния наблюдаются у таких детей в два раза чаще. Читаем также: Почему нельзя шлепать ребенка - 6 причин
  11. Если ребенок растет в бедности, то в будущем у него могут быть проблемы с кратковременной памятью. Эта память играет огромную роль в ежедневной деятельности и в формировании долгосрочных воспоминаний, так как связана со способностью запоминать одновременно несколько событий.
  12. Если родители расстаются, когда их дети находятся в возрасте 3 – 5 лет, то дальнейшая жизнь таких детей характеризуется напряженными отношениями с родителями, особенно с отцом.

Различные события из далекого детства могут оказать влияние на судьбу человека, и об этом родители должны помнить с первых минут жизни их ребенка.

Когда малыш только появляется на свет, он открыт миру, готов познавать и стремится взаимодействовать со всем, что находится рядом. Вполне естественно, что любая неадекватная реакция внешней среды окажет влияние на его эмоциональное состояние и характер. Это та причина, по которой так важно как можно больше внимания и заботы уделить своему ребенку, ведь в столь юном возрасте он ничего еще не осознает, а родители являются для него своеобразными проводниками по непонятному миру.

Как выражаются детские травмы в поведении взрослого человека Когда ребенок не получает достаточно родительского внимания и любви, не удивительно, что у такой сформировавшейся личности будет большое количество комплексов, рожденных чувством ненужности. Ребенок, не понимая сложностей взаимоотношений взрослых и причину поведения родителей, будет находить ее в внутри себя.


Взрослые, выросшие в таких условиях, не способны полюбить себя, потому что никогда не получали этой любви от родителей. Дисгармония малыша в отношении с близкими приводит к дисгармонии восприятия мира у взрослого человека.

Помимо внутренней агрессии, травмы детства могут проявляться во внешней агрессии, которая направлена на людей или даже на весь мир.

Что может повлиять на ребенка? Негативные события

Грубое отношение взрослых

Обидные слова


Невыраженные/подавленные эмоции

Недостаток внимания и/или любви

Все, что происходит с людьми в детстве, остается в подсознании, хранится и оказывает непосредственное влияние на эмоциональный баланс, восприятие мира, характер человека. Следовательно, все, что окажет влияние на ребенка в детстве, будет неосознанно влиять на все его решения на протяжении всей жизни.

Как избавиться от влияние детских травм? Лучше всего обратиться к психологу, однако, к сожалению, многие люди боятся обращаться за помощью, считая это чем-то зазорным или постыдным. За помощью обращаются только те, кто реально готов измениться, избавиться от груза прошлого, посмотреть правде в глаза и принять ее.

Хороший специалист без осуждения поможет разобраться в себе, посмотреть на себя или на проблему со стороны, поможет в принятии себя и важных решений.

Можно и самостоятельно попробовать справиться с травмами детства, но для этого необходим постоянный контроль своих мыслей и действий. Если что-то в жизни идет не так и приложенные усилия не дают никаких результатов, значит, нужно менять то, что максимально привычно. Нужно научиться принимать жестокую правду, очень часто то, к чему мы привыкли, привязаны во взрослой жизни, на самом деле не то, что нам нужно. Обязательно стоит задаться вопросом: “действительно ли это то, что мне нужно?”.

Дети – не игрушки, и прежде, чем заводить ребенка, надо убедиться, что вы обладаете всеми моральными и материальными возможностями, чтобы вырастить его здоровым, полноценным человеком. И помните, никогда нельзя перекладывать свои нереализованные мечты на ребенка – это другой человек, со своими мыслями и интересами, ему нужна возможность прожить свою полноценную жизнь.

Становление личности начинается в раннем детстве. Именно в это время закладываются основные моральные принципы, усваиваются нормы общения и культурные особенности, которыми будет руководствоваться взрослый всю последующую жизнь. На то, как формируется характер человека в детстве,очень сильно влияет его окружение. Представления о способах общения с другими людьми и отношение к собственному «Я» дети формируют, ориентируясь на своих близких и копируя родительские модели поведения.

Где вырастают счастливые взрослые

Счастливые взрослые вырастают в счастливых семьях. Потому так важно, чтобы ребёнок почувствовал радость детства, получил достаточно любви и внимания от своих родственников. Ощущение безопасности, собственной нужности, постоянная забота папы и мамы влияют на познавательные способности малыша, помогая его личности гармонично развиваться. Проблема роли детства в жизни человека и аргументы в пользу особенного влияния этого периода на успешность во взрослой жизни можно встретить в работах известных психологов: Карла Густава Юнга, Зигмунда Фрейда, Льва Выготского.


Эмоциональное развитие в раннем детстве отражается на способности противостоять стрессам, негативным влияниям в будущем, помогает научиться адекватно оценивать разных людей и уметь общаться с ними. Основываясь на собственном и родительском опыте, малыш получает понятие о хорошем и плохом, формирует представление о семейных ценностях. Взрослея, счастливые дети превращаются в успешных и довольных жизнью людей, способных брать ответственность за свои поступки.

Проблемы взрослых с трудным детством

Что случается с детьми, у которых было трудное детство? Если мать и отец не занимаются воспитанием и развитием своего ребёнка, не уделяют должного внимания друг другу и постоянно ссорятся, у выросшего в такой обстановке взрослого формируется искажённые представления о семейных ценностях. Они считают своё поведение единственной и естественной нормой. Из-за психологического феномена «заразительности эмоций», если родители разрываются между семьёй и работой, а дома находятся в постоянном угнетённом и мрачном настроении, дети «перенимают» их состояние и начинают чувствовать себя так же.

Часто дети, пережившие жестокое обращение со стороны родственников, вырастая, начинают «воспитывать» собственных чад тем же способом, не зная другого отношения. Некоторые психологи считают, что такое поведение вызвано бессознательным желанием поставить себя на место агрессора, чтобы не больше не быть беззащитной жертвой.

Как трудности детства отражаются на характере

У людей, чьё детство не было счастливым, часто бывает множество психологических проблем, мешающих им жить полной жизнью. Эти проблемы заставляют их совершать неадекватные действия, вредные для себя и для окружающих. Если родители не занимались ребёнком и не прививали моральные ориентиры, у взрослого человека не будет ясной системы ценностей. Он не ощутит угрызения совести при совершении «плохого поступка» и не получит удовлетворения от хорошего дела.

Конечно, «тяжёлое детство» - это не приговор. Не обязательно ребёнок, лишённый любви и внимания родителей, вырастает преступником. Но таким людям намного сложнее разобраться в своих желаниях и мотивах, часто они недооценивают себя и постоянно чувствуют себя несчастными, недостойными хорошего отношения.

Книга как помощь ребёнку в тяжёлый период

Неверие в собственную привлекательность формирует такие неприятные черты характера, как лживость, жадность, лицемерие. Дети, выросшие вовсе без опеки или только с одним родителем, могут завидовать «счастливым детям» из полных семей. Они не умеют общаться и с трудом заводят себе друзей.

С другой стороны, умение преодолевать сложности может положительно сказаться на будущей жизни ребёнка. Тот, кто привык справляться с трудностями, отстаивал свою точку зрения и самостоятельно учился выстраивать отношения, часто становится успешными во взрослой жизни. Помочь детям преодолеть тяжёлые периоды, разобраться в сложных нравственных вопросах и поступках других людей способны литературные произведения.

Обсуждение роли детства на уроках литературы

Поведение книжных персонажей, переживания, связанные с ними, дают возможность почувствовать себя на месте другого, понять мотивы поступков разных людей. Примеряя всевозможные роли, малыш знакомится с разнообразными нравственными системами, формирует собственные ценности и личность. Проговаривая переживания и чувства, связанные с тем или иным героем, родитель способствует эмоциональному развитию своего ребёнка, обучая его быть добрым, заботливым, внимательным к нуждам других людей.

Обсудить проблему роли детства в жизни человека, аргументы в пользу влияния ранних лет на становление личности, дети могут в школе на уроках литературы. Этот вопрос поднимается во многих классических произведениях. Тема для сочинения «Роль детства в жизни человека» встречается на ЕГЭ. Для получения высокой оценки ученикам нужно сформулировать собственную точку зрения на проблему и обосновать её, используя свои знания, личный опыт и аргументы из нескольких литературных произведений.

Роль детства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Для раскрытия темы воспитания как способа формирования личности стоит обратить внимание на роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой – дворянин, его с детства окружает культура и быт столицы. Личность Онегина неординарна, потому он не испытывает удовлетворения от светской жизни, хотя воспитан в среде дворянской интеллигенции. Это противоречивое состояние проявляется в эпизоде дуэли с Ленским, что и приводит главного героя к утрате смысла жизни.

Татьяна Ларина, героиня романа А. С. Пушкина, получила совсем другое воспитание. На её личность оказали влияние русская культура и западные романы. Народные традиции она впитала в себя через окружение, благодаря сказкам и приданиям, которые рассказывала маленькой Тане няня. Детство героини прошло среди красот русской природы и народных обрядов. Влияние Запада отражает пушкинский идеал воспитания: соединение европейского образования с национальными традициями России. Именно поэтому Татьяна выделяется твёрдыми моральными принципами и сильным характером, что отличает её от остальных героев романа «Евгений Онегин».

Вопрос влияния воспитания на характер в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Школьникам можно порекомендовать взять в качестве примера для сочинения одно из произведений Л. Н. Толстого. В романе «Война и мир» Петр Ростов, унаследовавший от родителей доброту и открытость, проявляет лучшие качества в первом и единственном своём бою, прямо перед гибелью. Другие герои эпопеи, Элен и Анатоль Курагины, не знавшие любви родителей и воспитанные в семье, где превыше всего ценились деньги, вырастают эгоистичными и безнравственными людьми.

Гончаров: проблема роли детства в жизни человека, аргументы. «Обломов»

Писатель И. А. Гончаров в романе «Обломов» акцентирует внимание проблеме роли детства в жизни человека. Главный герой произведения Илья Обломов, совершенно не умеет позаботиться о себе, так как вырос в «тепличных условиях». Ни одно своё решение он не доводит до конца и даже не пытается начать что-то делать, а только мысленно представляет, как будет хорошо в итоге. Его друг – энергичный и деятельный Штольц с детства приучался родителями к самостоятельности. Этот герой дисциплинирован, трудолюбив и знает, чего хочет.

Впечатления детства в произведении В. Солоухина «Третья охота»

На уроке литературы учитель может предложить проанализировать отрывок из сборника советского писателя В. Солоухина «Третья охота», чтобы помочь ученикам понять проблему роли детства в жизни человека. Аргументы по тексту Солоухина касаются не только формирования личности, но и влияния впечатлений детства на судьбу взрослого человека, его связь с Родиной. Он красочно иллюстрирует свою мысль развёрнутыми метафорами, связанными с природой, и зарисовками из жизни русских поэтов. Автор утверждает, что основа личности закладывается в детские годы, а воспоминания и впечатления юности всегда отражаются на будущем.

Воспитание дворянства в «Недоросле» Д. И. Фонвизина

Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» также посвящена проблеме роли детства в жизни человека. Аргументы и размышления автора показывают, какое сильное влияние оказывает на личность ребёнка его семья. Главный герой – Митрофанушка, чьё имя стало нарицательным, перенимает жадность, жестокость и другие пороки своей матери. Он получил рабские наклонности от крепостной няни и качества тирана от собственных родителей, что отражается на его поведении и обращении с людьми. Образ Митрофана указывает на упадок дворянского общества, вызванный неправильным воспитанием.

Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы зарубежных писателей

Произведения Чарльза Диккенса, где главными героями часто становятся люди с тяжёлым детством, прекрасно подойдут для иллюстрации проблемы влияния юных лет на формирование личности. В романе «Дэвид Копперфилд», во многом автобиографическом, писатель изображает человека, оставшегося хорошим, несмотря на постоянное унижение, трудности и несправедливость жизни. Маленькому Дэвиду постоянно приходят на помощь обычные люди, что позволяет ему сохранить веру в их искренность. Мальчик сам учится отличать добро от зла, адекватно оценивать себя. Он обладает способностью видеть положительные черты в каждом человеке.

Роман Маргарет Дрэббл «Один летний сезон» показывает, что детство – не просто период, ограниченный определённым возрастом, оно связано ещё и с психологической зрелостью. Взрослый человек несёт ответственность за свои решения и поступки, он понимает важность взаимопомощи и обладает житейской мудростью.

Роль детства: аргументы из публицистики

В публицистике тоже часто рассматривается проблема роли детства в жизни человека. Аргументы для сочинения по этой теме можно взять из статьи А. Замостьянова «Детство и юность в судьбе Суворова». В своей работе автор говорит о том, что на личность полководца сильное влияние оказали рассказы матери о знаменитых военачальниках прошлого: Александре Македонском и Александре Невском. Своё повествование родительница сопровождала комментарием, что сила человека в голове, а не в руках. Именно после подобных историй этот болезненный мальчик начал развивать и закалять себя, потому что захотел стать военным.

Период детства очень важен для полноценного и гармоничного развития личности. Он является основой для адекватного восприятия себя и своих сил, мира вокруг и дальнейшей счастливой жизни человека.

Многие слышали фразу «все проблемы из детства». С равным успехом этот психоаналитический подход снискал как сторонников, так и противников даже среди профильных специалистов. Кто-то просто не любит дедушку Фрейда, а кто-то и вовсе не считает психологию наукой, достойной внимания. Но существуют и другие области знаний, которые помогают понять, как детский опыт влияет на жизненный путь. Например, социология.

На дворе стоял 1946-ой, недавно закончилась война, и назвать сытой жизнь простых британских граждан едва ли было возможно. На фоне масштабной разрухи местные учёные-социологи задались вопросом: как с этим справляется одна из наиболее уязвимых групп - матери новорождённых?

Был запущен масштабный опрос при участии около тринадцати тысяч женщин. Охотные отклики респондентов и обширное количество собранных данных вдохновили учёных не останавливаться. И спустя несколько лет они общались уже с подросшими детьми испытуемых и проверяли, как тяжёлая обстановка в стране в общем и в семье в частности повлияла на их физическое и психологическое развитие и достижения в учебе. Эти опросы получили широкую огласку, поэтому в 1958-м их снова повторили. А затем снова, и снова.

Всего таких «волн» было пять - каждые двенадцать лет. Последняя прокатилась по стране в 2004-м. Учёные накопили впечатляющее количество материалов - опросники, статистическую информацию, банк образцов генетических тканей. Ни одна страна до этого не проводила такого детального и продолжительного исследования личной жизни своих граждан.

Этот опыт - не просто сухая статистика, а готовое руководство к применению, ведь если тщательно проанализировать жизнь предков, можно обернуть их ошибки себе на пользу. О результатах социологических поисков, продлившихся 70 лет, пишет научный журналист Хелен Пирсон в книге «Проект длиною в жизнь: Необычная история наших обычных жизней» .

Опросы возрастных групп (их назвали «когорты») не были одноразовыми. К каждой возвращались через равные промежутки времени, чтобы проследить, как протекает жизнь испытуемых. Основной целью было выяснить, как развитие и социальная обстановка в детстве влияли на здоровье и работоспособность взрослых.

Итак, социологически доказано: всё, что происходит с нами в течение взросления, в детстве и даже до рождения, воздействуют на наше будущее. Обстановка в семье, социальная ситуация, место рождения и даже те нюансы, о которых мы почти не задумываемся, играют значимую роль в становлении нашей личности. Вспомните, как часто родители заставляли вас ложиться спать в определённое время? Результаты исследования показали, что дети с нестабильным режимом дня во взрослой жизни чаще имели проблемы с дисциплиной.

До и после рождения

Но начнём с более раннего периода - времени, когда мы ещё не родились. Сегодня все знают, что употреблять алкоголь и курить во время беременности - табу, в основном, из-за угрозы выкидыша и патологии плода. Однако британское исследование выявило и другие последствия пагубного поведения: к четырнадцати годам дети, рождённые от курящих матерей, имели худшие физические и интеллектуальные показатели в сравнении со сверстниками, рождёнными от женщин, придерживающихся здорового образа жизни.

При этом на сегодняшний день многие учёные признают, что пока недостаточно данных, как подтверждающих, так и полностью отрицающих связь между курением матери и когнитивными способностями ребёнка; об этом, например, статья «Курение матери в течение беременности и последствия для ребёнка: есть ли взаимосвязь?» , вышедшая в 2009 году в издании Developmental Neuropsychology .

Здоровье и умственные способности подростков оказались детерминированы и грудным вскармливанием. Дети, которых в младенчестве кормили естественным образом, были более развиты во всех смыслах в сравнении с теми, кто питался из бутылочки. Как и в случае с курением матери, этот тезис тоже долгое время подвергался критике, однако, например, исследование , опубликованное в 2015 году в медицинском издании The Lancet Global Health, подтверждает взаимосвязь между грудным вскармливанием и когнитивными способностями.

Культура воспитания

Социологи нашли ответ и на то, почему одним в учёбе, а затем на работе и при социальных взаимодействиях приходится прилагать огромные усилия, а у других всё получается как по щелчку пальцев. Оказалось, лёгкий путь обусловлен родительской вовлечённостью во всестороннее развитие ребенка. И речь идёт не только о дошкольных занятиях арифметикой и литературой: родители преуспевающих взрослых куда чаще ходили с ними в гости, гуляли и в целом обеспечивали отпрыскам разнообразную культурную программу.

Такой нюанс, как чтение книг на ночь, тоже имеет весомый эффект. Дети, слушавшие перед сном о приключениях Питера Пэна или Пиноккио, не только крепче и спокойнее спали, но и впоследствии имели стабильную психику и отличные результаты в школе. Кроме того, если ребёнок в возрасте пяти-десяти лет сам с удовольствием читал книги, он превосходил менее начитанных сверстников в математике. А во взрослом возрасте любители литературы успешнее адаптировались к резкой смене жизненных обстоятельств.

Личность и среда

Многие предпочли бы отрицать, что социальное положение и достаток семьи - ещё один фактор, который влияет на дальнейшее развитие, однако это, действительно, так.

Пять поколений испытуемых показали один и тот же результат: рождённые в бедных семьях хуже учились, имели низкие коммуникативные и эмоциональные компетенции, реже получали престижную работу. В жизни им приходилось бороться практически за всё.

Ко всему прочему, во взрослом возрасте они были склонны к ожирению, чаще страдали от проблем с давлением, в пожилом - были подвержены нарушениям памяти и мышления. Опросы показали, что ситуация улучшается, если родитель вовлечён и заинтересован в воспитании, однако зависимость успеха от социального положения всё же оставалась заметной, даже если малообеспеченные мать и отец прикладывали усилия для развития чада.

Британские социологи не дают конкретных ответов на логичный вопрос «почему?». Узнать о причинах всё-таки лучше у психологов - социология лишь констатирует факты.

Семидесятилетнее исследование было приостановлено в 2004 году - потому, что перестало набирать достаточное количество респондентов. То ли в обществе стали куда меньше доверять соцопросам, то ли решили: не прогрессивное это дело, вписываться в сухую статистику и винить во всех бедах родителей.

Так или иначе, опыт поколений - невероятно полезная штука. Он помогает сделать соответствующие выводы, а потом принять ответственность за свою жизнь и подумать: что я могу сделать здесь и сейчас, чтобы моё воспитание, социальные условия в детстве или любой другой фактор, который я не выбирал, перестали дурно влиять на мою взрослую, осознанную жизнь?

В текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку часто встречаются проблемы, касающиеся воспитания. Их мы объединили в данной работе, подобрав литературные аргументы к каждому проблемному вопросу. Все эти примеры из книг можно скачать в формате таблицы (ссылка в конце статьи).

  1. Проблема детства и его роли в становлении личности человека ярко отображена в романе И.А. Гончарова «Обломов» . Читая о детстве Ильи Ильича Обломова, мы начинаем понимать, почему этот герой во взрослой жизни ведёт себя именно так. В родной Обломовке все только и делали, что ели и лежали, всё в родном имении дышало безмятежной ленью. Матушка оберегала маленького Илюшу, он рос, как нежный цветок. Так и вырос Илья Обломов праздным, совершенно не приспособленным к жизни человеком, который даже одеться самостоятельно не мог.
  2. Значимость детского периода в становлении личности человека показана в «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя . Читатель на протяжении всего произведения постепенно узнаёт Павла Ивановича Чичикова. И своеобразным завершением раскрытия образа становится описание детских и юношеских лет героя. Отец учит мальчика копейку беречь, угождать начальникам. Юный Павел слушает отца и претворяет его наказы в жизнь. Чичиков, лишённый в детстве многих благ, стремится всеми средствами наверстать упущенное и получить от жизни всё. Именно в детстве персонажа мы находим корни его авантюрной натуры.

Проблема отцов и детей

  1. Хрестоматийным примером раскрытия проблемы взаимоотношений поколений может являться роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» . Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров представляют собой лагерь «детей», в противовес им выступают братья Кирсановы (Николай и Павел), представляющие собой лагерь «отцов». Базаров несёт в себе новые настроения молодёжи, нигилизм. А старики, в особенности Павел Петрович Кирсанов, не понимают идей отрицания. Главная проблема в том, что герои не хотят понять друг друга. И в этом основной конфликт поколений: неумение и нежелание принять и услышать друг друга.
  2. Трагически раскрывается тема взаимоотношений поколений в драме А.Н. Островского «Гроза». Кабаниха давно всех в своём доме подчинила своей воле, она даже не догадывается, что ее дети страдают. Дочь Варвара давно научилась лгать и лицемерить, она приспособилась к жизни в доме Кабанихи. Тихон желает сбежать из дома, где всем заправляет его мать. Между матерью и детьми нет ни понимания, ни уважения. Они находятся в разных противоборствующих лагерях, только борьба «детей» не выходит на поверхность. Бунт Варвары в её двойной жизни: матери она говорит одно, думает и делает другое. Тихон решается после самоубийства Катерины сказать своё слово, а до этого момента он будет стремиться вон из удушающего его дома. Конфликт «отцов» и «детей» приводит к страданьям обоих сторон.

Проблема семьи

  1. М.Е. Салтыков-Щедрин в своём романе «Господа Головлёвы» ярко показал, как специфика воспитания внутри семьи отражается на будущей жизни уже повзрослевших детей. Арина Петровна Головлёва — мать, она делит детей на постылых и любимчиков, даёт им прозвища, которые в итоге вытесняют их имена. Дети живут впроголодь, хотя имение достаточно богатое. Никто из детей Арины Петровны не вырос в таких условиях в порядочного человека: Степан, старший сын, прокутил своё состояние и вернулся в Головлёво в возрасте сорока лет, дочь Анна сбежала с гусаром, который вскоре исчез, оставив девушку с двумя детьми, Павел выпивает, Порфирий (Иудушка) вырастает жестоким, мелочным человеком. Никто не стал счастливым, так как не было счастья и любви с самого детства.
  2. Французский писатель Франсуа Мориак в повести «Мартышка» показывает, как жестоко взаимоотношения внутри семьи могут отразиться на жизни и мировоззрении ребёнка. Героиня ненавидит своего мужа, это чувство она перекладывает на дитя из-за своих несбывшихся надежд. Маленький Гийу, которого мать называет «Мартышка» растёт в атмосфере постоянных скандалов, истерик, жестокостей. Он понимает, что мешает матери, он не нужен здесь. И ребёнок заканчивает жизнь самоубийством. В семье аристократического рода де Серне не заботились о мальчике, он был «яблоком раздора», причиной конфликтов, и поэтому финал повести столь трагичен.
  3. Правильное и неправильное воспитание

    1. Л.Н. Толстой в своём романе-эпопее «Война и мир» рисует несколько семей. Одной из образцовых может считаться семья Ростовых. Мать Ростова воспитывает в детях чувства добра, справедливости. Они вырастают порядочными людьми, готовыми на подвиг, самопожертвование. В семье Курагиных в воспитание потомства вкладывались абсолютно другие ценности, поэтому и Элен, и Анатоль – безнравственные обитатели высшего света. Так, Элен выходит замуж за Пьера лишь ради его денег. Таким образом, от того, какие ценности вкладываются в воспитание детей, зависит то, какими людьми они вырастут.
    2. В романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина отец завещает сыну Петру Гринёву беречь честь смолоду. Эти слова становятся ориентиром для Петра. Каждый свой шаг он проверяет по этому главному завету отца. Именно поэтому он дарит заячий тулуп незнакомцу, не преклоняет колен перед Пугачёвым, оставаясь верным себе до конца, за что бунтовщик и уважает Гринёва, оставляя его в живых. Так, благодаря правильному воспитанию герой смог остаться высоконравственным и порядочным человеком во времена страшного крестьянского бунта.
    3. Проблема ответственности родителей за судьбу детей

      1. Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль» показал, как сами же родители взращивают в своих имениях глупых, невежественных, избалованных детей. Митрофанушка привык, что всё в этой жизни крутится вокруг него: и кафтанчик самый лучший, и учителей подобрали так, чтобы не утомлять ребёнка, и невеста, какая пожелаешь. Ошибку своего воспитания госпожа Простакова понимает только в конце произведения, когда её родной Митрофанушка говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».
      2. А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» на примере Молчалина показывает, как заветы родителей отражаются на характере человека. Отец учил Молчалина везде искать выгоду, и сын, усвоив советы родителя, вступает в жизнь прагматичным, хитрым человеком. Он, молча, терпит пренебрежение Фамусова, играет в любовь с его дочерью Софьей, и всё это ради одной цели — продвижения в карьере. Автор демонстрирует, что такие люди появляются не просто так, их натура формируется в детстве под чутким руководством родителей.
      3. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Ошибки воспитания: как детство влияет на взрослую жизнь

Как формируются наши шаблоны и какую роль играют родители в этом процессе? Узнайте, какие проблемы у взрослых людей являются результатом жестокого обращения и небрежности с ними в детстве. Как воспитание в детстве влияет на взрослую жизнь с точки зрения психологии.

Одной из самых современных терапевтических направлений применяемых у взрослых при решении психологических проблем связанных с детством, является известная терапия по схеме Джефри Юнга. Он предполагает, что в первые годы нашей жизни создаются схемы или основные элементы психики. Они определяют наше типичное поведение и характер отношений с другими.

Схемы делятся на два типа:

Адаптивные - обеспечивают чувство единства, облегчают гибкость в действии, в целом способствуют психическому здоровью;

Неадаптивные - являются источником психических расстройств.

Влияние детства на взрослую жизнь - формирование схем

Если основные потребности ребенка удовлетворены, у него формируются адаптивные схемы: положительный образ самого себя, других людей и мира. Если потребности ребенка не удовлетворены, у него формируются неадаптивные схемы, которые полезны в детстве, но серьезно ухудшают функционирование во взрослой жизни.

Примерные потребности ребенка:

Безопасность - стабильный опекун, на которого можно положиться, и который обеспечивает хорошие условия для развития;

Связь с другими - свобода в выражении потребностей и чувств, интерес со стороны опекунов;

Автономия - пространство для познания мира, принятия решений в соответствии со своими потребностями;

Ощущение собственного достоинства - внимание и любовь со стороны родителей.

Влияние детства на взрослую жизнь огромно. Например, ребенок, который испытывает психологическое или физическое насилие, может развить модели недоверия, насилия, уязвимости, слабости и стыда. В свою очередь если ребенку позволять выходить за рамки норм поведения и мало уделять внимания его воспитанию, это может привести к формированию схемы зависимости, неосведомленности или уникальности и мании величия. Эти примеры поведенческих моделей не подходят для здорового функционирования во взрослой жизни и вызывают множество психических нарушений.

Нет идеальных семей. Нет родителей, которые знали бы, как полностью удовлетворить потребности своего ребенка и не переусердствовать с чрезмерной опекой. В результате большинство из нас сталкивались в детстве с незначительной или большой халатность со стороны родителей. Проблема может стать серьезной в случае пренебрежения потребностями ребенка.

Обидные слова

Существуют типичные типы слов, используемых родителями для замечания их ребенку. В основном они падают из уст опекунов как реакция на определенное поведение ребенка.

Мы делаем это для тебя. Ты должен быть благодарен! Если ребенок часто слышит, что родители делают все для него, у него развивается убежденность в том, что, если бы его не было, у его родителей не было бы и проблем. В связи с этим во взрослой жизни он будет чувствовать себя виноватым.

Нет времени отдыхать. Не будь глупым! Родители, которые обеспокоены тем, что их ребенок слишком много и слишком мало работает, могут создать у него убеждение в том, что он или она не заслуживают отдыха. В зрелом возрасте такой человек по-прежнему будет чувствовать, что ему нужно больше работать, чтобы почувствовать, что он заслуживает отдыха. Детство - это время не для работы, а для созревания.

Не думай что ты такой умный! Ребенок, чьи заявления подавлены и подвергнуты критике, может превратиться в человека, который боится выражать свое мнение. Его будет сопровождать страх, что он скажет что-то плохое. У таких людей также есть проблемы с доверием.

Ты делаешь из себя клоуна! Ребенок, чьи действия подвергаются критике и насмешкам будет испытывать большой страх перед неудачей во взрослой жизни. Он не будет предпринимать амбициозных задач из-за страха насмешки и мнения других.

Перестань реветь и ныть! Когда родители подавляют эмоции ребенка, он растет в убеждении, что должен держать свои переживания под контролем. Другими словами - подавлять и скрывать. В будущем это приводит к психологическим проблемам.

Ссоры опекунов

Учитывая влияние детства на взрослую жизнь, мы не можем забывать о ссоре родителей. Конфликты и недоразумения - это нормально. Вопрос в том, как родители с ними справляются. Дети, по сути, моделируют отношения своих опекунов и создают похожие во взрослой жизни. Кроме того, они могут использовать те же инструменты, которые родители использовали для решения конфликтов, такие как крики и насилие.

Частые ссоры на глазах у ребенка могут нанести ему психологический вред на всю оставшуюся жизнь, замедлить его развитие, вызвать проблемы с выражением и агрессию. Ссоры могут стать нормой и стандартом для ребенка, которые он будет использовать при общении с другими. Это, в свою очередь, приведет к большим проблемам с построением отношений.

Памятка для родителей! Когда вы начинаете ссориться, прерывайте конфликт в момент эмоционального пика, и возвращайтесь к обсуждению проблемы после того, когда эмоции стихнут.

Отсутствие теплого прикосновения

В первые годы жизни прикосновение особенно важно. Детей нужно носить на руках, обнимать, гладить и т. д. Дети, которые часто испытывают теплый физический контакт, в будущем более уравновешены, внимательны и чувствительны. Дети, которых редко обнимают родители, будут испытывать постоянное чувство стресса в будущем. Как вы можете видеть, влияние детства на взрослую жизнь начинается с первых дней.

Запреты для ребенка

Давайте рассмотрим, как детство влияет на взрослую жизнь, когда происходят следующие ситуации, которые, к сожалению, часто можно наблюдать:

  1. Когда ребенок протестует и слышит, «помолчи»;
  2. Когда он плачет и слышит «не реви и не ной»;
  3. Когда его достижения, страхи или беспокойства игнорируются;
  4. Он узнает, что его дела или мнение игнорируются, не одобряются.

Ребенок не избит, никто над ним не издевается. Родители заботятся о его материальном существовании. Несмотря на все это, он чувствует себя подавленным. Он не может рассказать своим родителям о проблемах, которые он испытывает в школе, потому что очень хорошо знает, что услышит: «не выдумывай/перестань ныть».

Дети нуждаются во внимании. Если ребенок не получает внимания, он перестает его искать или наоборот - пытается доказать, что он его заслуживает. Возможно, он пытается в какой-то способ это показать, что иногда доставляет хлопоты и ему, и родителям. У таких детей могут быть большие успехи в школе, а затем во взрослой жизни. Самооценка путается с успехами, и они вынуждены работать все труднее, только чтобы почувствовать, что они заслуживают внимания других.

Взрослые, которые не получали достаточного внимания в детстве даже в банальных ситуациях, испытывают сильную эмоциональную реакцию, когда чувствуют себя обиженными. Они все еще должны доказать свою точку зрения. Такая жизнь полна напряженности и страхов отказа, неодобрения, неудачи.

В заключении

Мы - сложные существа, и неудивительно, что период нашего развития также является сложным. Однако жить становится намного легче, когда мы вспоминаем об основных ценностях, любви и уважении.
Влияние детства на взрослую жизнь является мощным. Поэтому так важна правильная подготовка родителей и осознавание того, какую ключевую роль они играют. Сильное беспокойство, ненависть, агрессия - это экстремальные эмоции, которые люди часто испытывают по той причине, что им было больно в детстве. В следующий раз, когда вы сердитесь на чье-то поведение, помните, что вы узнали сегодня. Столько конфликтов можно избежать, если попытаться понять другого человека.

Современная психология придает процессу взросления и воспитания огромное значение. Ведь именно в период младенчества у человека закладываются многие программы, которыми в дальнейшем он будет руководствоваться в жизни.

Инструкция

Усвоение принципов взрослого мира начинается с самого рождения. Ребенок, еще не умея ходить и говорить, отлично понимает, о чем идет речь. Он впитывает не слова, а реакцию родителей на какие-тов вещи. Например, отношения мамы и папы становятся эталоном для дальнейшей жизни. Их поведение потом изменится, но стоит посмотреть на них, когда младенец еще не ходит, и увидеть, какую семью в будущем построит малыш.

В детстве происходит множество психологических травм, например, испуг, глубинная обида, которые влияют на всю жизнь человека. Испытав такое однажды, он больше не сможет думать, как раньше. Например, развод родителей, смерть кого-то из родственников может стать таким моментом. Из-за этого в душе формируется огромная вина, чувство брошенности, которое будет проявляться в самых разных аспектах жизни.

В самом маленьком возрасте формируется отношения к деньгам. Еще до того, как человек получит свой первый рубль, он увидит и поймет, что думает и чувствует мама по этому поводу. Если у нее есть страх перед деньгами, она считает их злом и угрозой безопасности, то и ее потомок обязательно получит это же отношение. Оно может не быть явным, а сохраниться в подсознании, но если такая установка существует, то больших денег в жизни повзрослевшего человека все равно не будет. Происходит передача родовой энергии, которая мешает реализовываться. Узнать о ее наличии можно на психологических тренингах или на приеме у специалиста.

В детстве формируется отношение к труду. Если малыш постоянно занят, у него есть обязанности по дому, то он вырастает трудолюбивым. У него появляется понимание необходимости что-то делать, чтобы быть успешным. Если же ребенка балуют, ограждают от работы, то через несколько лет он сам будет ее избегать самыми разными способами. Много примеров, когда семья старалась не нагружать свое чадо, а потом до старости приходилось его кормить, ведь он не хотел сам что-то делать.

Определенные занятия также формируют ответственность. Если ребенок ухаживает за животными, помогает в воспитании младших детей, он начинает понимать, что это существо зависит от него. В дальнейшем это поможет построить отношения в семье, с собственными малышами. Девочка при этом учится проявлять материнские качества, мужчина же начинает осознавать свою силу, берет на себя защиту слабых. Отсутствие такого опыта лишает человека возможности осознания того, что другие нуждаются в опеке, бывают беспомощны.

Ребенок обычно воспринимает гораздо лучше не то, что ему говорят взрослые, а то, что он видит сам. Он берет пример с тех людей, что живут рядом. Все образы, полученные в детстве, формируют мировоззрение. И в нем будет отношение к самым разным вещам, и даже тем, о которых родители никогда не упоминали.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Ребенок - это самое главное чудо в любой семье. Его характер формируется очень рано и зависит от условий, в которых он живет, отношений между родителями и отношения к нему. От воспитания будет зависеть вся его дальнейшая жизнь. Ребенок – это самое…

Причина большинства проблем и комплексов взрослых лежит в их детстве - это знают все. Психологи уверяют, что виной тому осознанные и неосознанные родительские установки, которыми они пичкают своих детей с младеньчества. Редкие мамы и папы…

Психика ребенка в любом возрасте очень уязвима. Стрессы, страхи, негативные проявления окружающей жизни оказывают отрицательное влияние на формирование его психического состояния, его характера. Проблемы в семьеСемья является той основой, на…

Ответственные и любящие родители стараются воспитывать своих детей достойными людьми и всеобще развитыми личностями. И многие понимают, ведь очень большое значение имеет не только то, что с детьми нужно делать, но и то, что им нужно говорить. Мамы…

Обнаженное тело красиво, но в нашем обществе не принято его демонстрировать. Люди придумали одежду, чтобы скрывать свое естество, и однажды родители начинают переодеваться в отсутствии малышей. Важно правильно пройти этот момент, чтобы не возникло…

Ценности человека формируются в детстве. Совсем в юном возрасте расставляются приоритеты, которые потом управляют мышлением взрослого человека. Но некоторые обстоятельства способны изменить эти установки. Инструкция 1Большинство людей перенимают…

Наше отношение к жизни зависит от мировоззрения. Кто-то считает окружающую действительность удивительной и полезной, а кому-то она кажется опасной и негативной. И от угла зрения зависит, как действительность формируется в жизни человека. …

Родители всегда хотят для своего ребенка только лучшего. Но как определить, что действительно хорошо? Как не навредить, а сделать лучше? Взаимоотношение между родителями и детьми очень важно. Выстраивать их нужно шаг за шагом. Родители помогают…

Проблема отцов и детей вечна, но она может быть сглажена, если в семье есть взаимопонимание между родителями и детьми. Однако с возрастом взрослым и детям бывает все труднее его найти. Причины этому вполне объективны, и если вовремя разобраться в…

Современная жизнь вносит свои коррективы во все, в том числе и в схему воспитания детей. И если еще сто лет назад мужчина считался полноправным главой семьи, сегодня женщина вполне может справиться с этой обязанностью самостоятельно. Для чего нужен…