» »

В чем заключается взаимопонимание. Как создается взаимопонимание. Как вернуть взаимопонимание с мужем

03.09.2024

Существование людей обусловлено обязательными способностями коммуницировать между собой. Один человек передает информацию другому, другой - третьему и так далее. Обмен данными позволяет людям познавать окружающий мир, самих себя и себе подобных. Достаточно важно в современной системе взаимоотношений между различными социальными слоями общества находить друг к другу подход, уметь корректно общаться, достигать консенсуса в беседах и дискуссиях. И не последнее место в этой цепи занимает вопрос о взаимопонимании между людьми.

Понятие о взаимопонимании

В жизни люди часто сталкиваются с конфликтными ситуациями, со скандальными ссорами и человеческим недопониманием. Все это происходит от того, что по каким-то причинам враждующие стороны не нашли друг с другом точек соприкосновения, не попытались прийти к какому-то общему знаменателю в спорном вопросе и просто не пожелали друг друга понять. Подобные ситуации заставляют задуматься над тем, что такое взаимопонимание. Данное понятие представляет собой не что иное, как согласие, налаживание контакта представителей социума между собой для достижения согласованности или договоренности в том или ином поднятом для обсуждения вопросе. Это та нить, которая является связующим звеном между мнениями каждого представителя общества в разгоревшемся споре, вопросе, проблеме. Но почему так важно этого единодушного мнения достичь? Каково его значение для современного социума?

Значимость в обществе

К сожалению, о том, что такое взаимопонимание, знают не все. Часто в силу своего крутого характера или строптивого нрава люди упорно не идут на компромиссы и гнут свою линию, даже не будучи уверенными в том, что они правы до конца. Ввиду этого и разгораются конфликты, провокации, скандальные сцены, которые нередко приводят к трагическим последствиям. Каждый сознательный гражданин старается подобного рода стычек избегать.

Но как не допустить накала страстей между спорящими сторонами? По факту, очень просто - нужно постараться достичь взаимопонимания. Ведь без согласия между людьми не будет мирной жизни и в глобальном смысле. Отчего и разгораются между государствами междоусобные войны, отчего и теряются сотни, тысячи, миллионы жизней в бою за «правду», единства в борьбе за которую не удалось достичь мирным путем и обоюдным согласием противоборствующих сторон. Поэтому проблема взаимопонимания между людьми имеет колоссальное значение для общества.

Согласие между влюбленными

Не только глобальные темы затрагиваются, когда речь заходит о достижении единства во мнении двух несогласных сторон. Многие отдельные единицы общества также нуждаются во взаимопонимании. Что такое любовь - знает, наверное, каждый. Но не каждый догадывается о том, что она непременно строится на взаимном согласии в отношениях между двумя. Не будет единства в их мнении - не будет бесконфликтного совместного существования. Не будет контакта и единодушия в решении тех или иных вопросов - не сможет быть построена полноценная семья. Если молодые люди только-только вступили в отношения и начинают друг к другу притираться, без взаимопонимания они не смогут сохранить свои чувства и пронести любовь через годы к заключению брака и рождению совместных детей. Люди, борющиеся за свою любовь, должны это понимать.

Единодушие между супругами

Не менее важную роль играет единое мнение и налаженность в чувствах между мужем и женой. К сожалению, что такое взаимопонимание - знает не каждая семейная пара. Очень часто в силу бытовых забот и хлопот, денежного вопроса, финансовой состоятельности или несостоятельности членов семьи, а также воспитания детишек создаются определенные конфликтные ситуации, которые супруги не в силах сгладить приходом к единой позиции. В семье разгораются скандалы и конфликтные моменты, которые могут сопровождаться бранью, ссорами, криками и даже рукоприкладством.

Подобные моменты по итогу приводят некогда счастливую семью к краху и доводят супружескую пару до развода. Чтобы этого избежать, они просто обязаны постичь смысл определения и уразуметь, что такое взаимопонимание и как его можно достичь. Общими обоюдными силами, постоянными беседами в спокойной обстановке, а также попытками стать на место друг друга в споре о том или ином вопросе, молодые люди могут сохранить свою семью и радоваться совместной жизни еще очень долго.

Взаимопонимание между коллегами

Еще один важный момент - налаживание контакта с коллегами по работе. Ни один рабочий процесс не будет протекать функционально и планомерно в условиях напряженной обстановки между сотрудниками одной и той же фирмы. Конфликтные ситуации на работе - явление нередкое. Они мешают людям работать, добиваться своих целей, расти и развиваться в профессиональном контексте. Поэтому и здесь проблема взаимопонимания стоит остро и требует вмешательства.

Как быть в таком случае? Ответ прост: идти на компромиссы, разъяснять коллегам причины своих действий и решений, обосновывать необходимость утверждения собственного проекта, исходя из его аргументированности и рациональности. Нужно стремиться построить хорошие отношения со своими соратниками по работе и пытаться организовывать работу предприятия совместными силами, а не вставлять друг другу палки в колеса. И тогда работаться будет намного проще в дружелюбной и теплой атмосфере.

Налаженный контакт с начальством

Взаимопонимание в отношениях с непосредственным руководством - один из ключевых моментов в осуществлении методичной упорядоченной профессиональной деятельности. Вряд ли кому удастся долго продержаться на своем рабочем месте, если отношения с непосредственным руководителем будут, мягко говоря, натянуты. Хоть и личные антипатии должны быть абстрагированы от рабочего процесса, но, к сожалению, часто и густо люди забывают об этом правиле профессиональной этики и злоупотребляют своим служебным положением, пытаясь отомстить неугодному душе сотруднику взваливанием на него дополнительных обязанностей, не входящих в число его должностных, или будучи к нему особо предвзятым.

Раз и навсегда разрешив и оговорив свои личные друг к другу антипатии, устранив корень проблемы, который мешает нормально процветать отношениям в ключе «руководитель-подчиненный», а также переступив через свои принципы и нацелившись на результат трудовой деятельности, люди могут прийти к консенсусу и далее трудиться на благо своей фирмы.

Связь со сверстниками

Часто в подростковом возрасте у ребят возникают неурядицы и мелкие бытовые ссоры. Современные дети вообще подвержены пагубному влиянию интернета и социальных сетей, они замыкаются в себе и своих интернет-играх, а с живыми сверстниками вести контакт не приспособлены. В школах и университетах всегда есть лидеры и аутсайдеры, те, кто подтрунивает и те, над кем подшучивают. На этой почве возникает подростковое недопонимание. Правильное воспитание родителей, работа педагогического состава и стремление самих ребят вести спокойный бесконфликтный образ жизни могут поспособствовать достижению между ними взаимопонимания.

Как достичь взаимопонимания?

Основа человеческого единогласия и понимания в отношении друг друга заключается в построении самими людьми контакта между собой. Только совместные усилия могут привести к достижению ими консенсуса. Направить свои силы противоборствующим сторонам нужно не на доказательство своей правды - у каждого она своя, а на приоритетные аспекты совместного сосуществования в паре, семье, работе, обществе. Не разжигать конфликт, а подавлять его, не содействовать усилению разногласий, а пытаться их погасить - вот он, единственно верный и правильный подход к поиску точек соприкосновения между двумя противоборствующими сторонами. Людям просто стоит понять, что ключи от всех замков находятся у них в руках, нужно только уметь и хотеть ими правильно воспользоваться.

Вступление

Любой человек на нашей планете, какой бы он не был, всего лишь хочет от других людей понимания, чтобы его просто выслушали и поняли. Это вроде бы так просто, но посмотрите, сколько конфликтов на нашей планете, сколько недоразумения банально из-за того, что люди просто не могут понять друг друга.

Даже взять элементарную среднестатистическую семью, то в ней, как правило, члены семьи не находят понимания друг друга, есть только критика, оскорбления и унижения, конечно не всегда, бывают и проблески взаимопонимания, но они как правило редки, если это было бы не так, то в нашем мире не было бы столько войн, ведь всё начинается с семьи.

Посмотреть на мир глазами другого человека

Чтобы понять другого человека, прежде чем его критиковать и осуждать, нужно, для начала, посмотреть на мир его глазами, попробовать понять, почему он поступил именно так, а не иначе, что он чувствовал внутри, что его побудило к тем или иным действиям и вообще, какие обстоятельства жизни он в этот момент переживал.

Пример из жизни

Сын хочет поехать на машине в большой город, где движение очень сильное. Отец не отпускает его туда, аргументируя это тем, что в городе много машин, а сын то ещё толком не научился хорошо водить, и это можем привести к различным неприятным ситуациям, самая меньшая из которых это ДТП, как следствие денежные затраты на ремонт.

Чаще всего здесь и происходит конфликт, нет взаимопонимания между отцом и сыном. Но сыну следует понимать, что отец его любит, поступая так, он желает ему добра, это и есть понимание. Отец тоже пусть поймёт сына, ведь у того есть машина, а он всё катается на дальние расстояние на автобусе, а сын то с комфортом хочет перемещаться, зачем тогда машину покупали.

И здесь отец должен объяснить сыну, что он понимает его и что, как только сын наберётся опыта по части вождения, он будет ездить туда, куда он захочет. И главное чтобы это действительно не были просто слова, и когда сын действительно будет готов, чтобы отец отпустил его на этот раз, не смотря на все свои страхи, просто начав верить в сына.

Это всё и есть взаимопонимание, чаще всего здесь происходят конфликты, два родных человека отдаляются друг от друга, закрываются, могут быть сделанные необдуманные действия, которые приводят к печальным последствиям.

Сперва понять, потом быть понятым

Это очень важно. У большинства из нас всё как раз наоборот, не важно, кто там что, важно чтобы меня поняли. Но все так рассуждают и общение не получается, понимание не приходит, все друг друга перебивают, никто никого не слышит.

Самое тяжёлое, пожалуй, это молча слушать другого человека, позволить ему полностью выговорить всё, что он захочет, иногда задавая вопросы, чтобы направлять ход общения.

Будьте добры, никогда не перебивайте людей, которые вам хотят что-то сказать, особенно, если это касается людей, которые являются членами вашей семьи.

Единственный способ понять человека, это дать ему выговориться, услышать его, и попытаться увидеть ту или иную ситуацию и жизнь в целом его глазами, и естественно, если в разговоре есть что-то ценное перенять это.

Интерес

У вас должен быть интерес, к тому, чтобы понимать людей. Только не распространяйте его на всех. Пусть, прежде всего, он распространяется на членов вашей семьи, и там где вам это нужно, например на работе.

Лучший способ расположить к себе человека и понять, что у него на душе, узнать, что ему нравиться делать, чем он любит заниматься и просто задавать ему вопросы по этой тематике. Тогда человек начнёт оживлённо рассказывать о своих любимых делах, молча слушайте и задавайте время от времени вопросы. Уверяю вас, разговоры на любимую тему приведут к тому, что расположат этого человека к вам и тогда у вас будет 100% взаимопонимание, ведь человек тогда захочет узнать и вас поближе, а если у вас к нему есть просьба, то он её с радостью выполнит.

Выводы по теме, что такое взаимопонимание:

  • научитесь смотреть на мир глазами другого человека;
  • умейте слушать то, что вам говорят и не перебивать, и стараться понять другого человека;
  • помните, каждый имеет право на свою точку зрения, не стоит навязывать людям своё видение мира;
  • проявляйте интерес к увлечениям другого человека, и вы его поймёте;
  • всегда старайтесь понять другого человека, и тогда он поймёт вас;
  • сперва важно услышать то, что думает другой и выслушав его до конца, можно уже высказать свою точку зрения;
  • не стоит перебивать человека и показывать пренебрежение к его мнению, это уж точно не приведёт к взаимопониманию;
  • критика ни к чему хорошему тоже не приведёт.

Для психологии значимость изучения особенностей взаимопонимания определяется тем, что оно непосредственно связано с общением, пониманием, взаимоотношениями людей. Взаимопонимание является цементирующим фактором любой совместной деятельности, семейных и общественных отношений. Но точно так же, как в обыденной практике мы чаще обращаем внимание Me на наличие взаимопонимания, а на его отсутствие, так и психологию долгое время интересовало не взаимопонимание как некий позитивный процесс, а конфликты, расхождения, несовпадения точек зрения и их негативные последствия и для участников, и для самого общения. Именно поэтому взаимопонимание как психологическое явление по прежнему остается малоизученным.

Взаимопонимание как возможность и способность людей понимать друг друга давно интересует не только психологов, но и философов, историков, политологов и т.п., утверждающих, что феномен взаимопонимания является ключевой проблемой человеческого взаимодействия. Окружающий мир становится разнообразнее, внутренний мир человека постоянно индивидуализируется, и чем труднее человеку бывает выразить себя, тем важнее, жизненно необходимее ему быть понятым. Этим можно объяснить рост исследований проблемы взаимопонимания в современной науке. Наряду с этим интерес к феномену взаимопонимания возрос также в связи с признанием учеными проблемы одиночества как проблемы века. В современных исследованиях речь идет не только о вынужденном одиночестве (социальной изоляции, потере близких людей, проживании в новой социальнокультурной среде), но и о внутреннем одиночестве, т.е. отчуждении от самого себя и других людей, причиной которого является отсутствие взаимопонимания.

Традиционно в науке существовали и существуют две линии анализа взаимопонимания, связанные с вечным спором между «науками о духе» и «науками о природе». Первая линия анализа была задана В. Дильтеем; согласно ему, природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем. Понимание в его работах предстает как «вчувствование в духовный мир другого», эмпатическое сопереживание его мыслей и чувств. Короче говоря, понять - это значит постигнуть, усвоить смысл. Философ М. Хайдеггер придавал пониманию особое значение в жизни человека. С его точки зрения, понимание выступает условием существования человека, оно есть функция души, поэтому одних рациональных рассуждений, умозаключений недостаточно для достижения взаимопонимания. Необходимы и другие средства, в частности, используя терминологию К. ЛевиБрюля, «мистическое участие», то, что связано с внутренним субъективным миром и не поддается объективному изучению, внешней фиксации, но именно оно позволяет говорить о достижении или недостижении взаимопонимания. В «науках о природе» понимание рассматривается как функция разума, особого рода работа сознания, поэтому взаимопонимание отождествляется с познанием, интерпретацией, толкованием, убеждением, социальными и личностными смыслами. На уровне мыследеятельности нельзя себя полностью выразить, поэтому взаимопонимание либо недостижимо, либо возможно лишь частично. Согласно так называемому информационному подходу, взаимопонимание и не нужно, достаточно лишь правильное понимание социальной информации.

Таким образом, в «науках о духе» взаимопонимание жизненно необходимо и возможно тогда, когда подключается интуиция при постижении духовного мира другого человека. Взаимопонимание в рамках этих наук выглядит как целостное явление, подчиняющееся закону герменевтического круга (элементы не существуют сами по себе, они определяются целым и их изучение возможно лишь из связи этого целого), оно не может быть завершено, т.е. постоянно развивается и совершенствуется. В «науках о природе» взаимопониманию не отводится такой важной роли, как в «науках о духе», а порой оно рассматривается в качестве нежелательного элемента человеческой жизни, ему приписываются свойства статичности и завершенности. В них взаимопонимание сводится к поиску причинно следственных связей, Имеющих экспериментальное подтверждение, поэтому его изучение носит пошаговый характер и заключается не в познании целого как такового, а в поисках его отдельных элементов.

Эти две философские линии в толковании природы взаимопонимания получили следующее преломление в психологии. Первая линия анализа во многом способствовала возникновению гуманистической психологии, которая «впитала» ее представления о взаимопонимании. Хотя работ по взаимопониманию в этом психологическом направлении крайне мало, само это понятие незримо присутствует у всех ученых этой ориентации как результат, цель и условие личностного развития. Сторонники движения «за человеческий потенциал» связывают взаимопонимание прежде всего с общением. Ученые гуманистической ориентации считают, что человеку не нужно вступать в общение, если он не хочет понять другого и быть понятым им. Представители экзистенционального крыла гуманистической психологии поднимают взаимопонимание на уровень человеческого бытия. Основными характеристиками взаимопонимания являются целостность, постоянное развитие, позитивность, индивидуальность, уникальность и неповторимость.

Вторая линия анализа - философское представление о взаимопонимании, отождествляемом с познанием, интерпретацией, толкованием - послужило основой для формирования психологического направления в изучении взаимопонимания, в рамках которого оно рассматривается в связи с конкретной деятельностью. В данном случае взаимопонимание изучается как явление, обслуживающее конкретную деятельность, исследование которой является приоритетным. В этой связи оно рассматривается с точки зрения того, насколько возможно - невозможно, обязательно - необязательно, желательно - нежелательно, так как интерпретируется как посягательство на внутренний мир человека. В контексте данного направления взаимопонимание исследуется в связи со стилем мышления, видами конфликтов, пониманием речи как главного средства общения, соотносится с социальными и индивидуальными смыслами в совместной деятельности. В отечественной психологии в большей степени представлено изучение взаимопонимания с позиций второго направления.

В целом существующие направления изучения взаимопонимания в отечественной психологии демонстрируют два уровня его анализа: 1) рассмотрение его с позиций полноты взаимопонимания (полное, собственно взаимопонимание), изучение его как одинаковое понимание информации, мыслей, чувств друг друга, как личностное образование. В.В. Знаков предлагает называть такое взаимопонимание «межличностное понимание»; 2) отношение к взаимопониманию, как к явлению функциональному, парциальному (частичное взаимопонимание), например понимание только мыслей или чувств Обоими партнерами. Взаимопонимание носит субъектсубъектный характер, но без глубокого проникновения во внутренний мир человек.

Несмотря на различные подходы к изучению взаимопонимания, на различные уровни его анализа, из существующих работ следует, что взаимопонимание - это сложный, целостный процесс понимания себя, другого и понимание другим. Процесс взаимопонимания состоит из трех взаимосвязанных компонентов: 1) понимания себя, 2) понимания другого, 3) понимания другим. Взаимопонимание оказывается возможным при едином понимании информации и ситуации общения, так как понимание другого еще не означает, что он также понимает тебя. Взаимопонимание разворачивается не только между двумя людьми, в диаде, но, как думают некоторые ученые, оно возможно между личностью и коллективом, между членами коллектива, а также между группами. Поэтому взаимопонимание можно трактовать в широком смысле как взаимопонимание между коллективами, общностями, народами и в узком смысле как понимание субъектами друг друга в ситуации межличностного общения. И в первом, и во втором случае логика человеческого взаимопонимания остается одной и той же: понять себя, понять другого (субъекта или группу) и, наконец, быть понятым.

ЛИТЕРАТУРА
1.Ашрафьян ИБ. О взаимопонимании учителя и учащихся как внутренней предпосылке и результате педагогического общения // Психология педагогического общения. Ростов н/Д, 1978. С. 49-58.
2.ГоловахаЕИ,ПанинаНР. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1989. С. 58.
3.ЗнаковВБ. Понимание в познании и общении. М., 1997. С. 116-120.
4. Соколова ЕЕ. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1997. С. 423-443.

Недостаток взаимопонимания проявляется в виде отсутствия уважения со стороны близких, доверия с детьми, добрых отношений с коллегами. Для изменения ситуации необходимо приложить усилия

В чем заключается взаимопонимание?

Взаимопонимание между людьми – это совпадение суждений и взглядов, нахождение путей решения в конфликтных ситуациях. Фундамент долгосрочных отношений – это взаимопонимание.

Без взаимопонимания невозможно существование рабочих отношений, любви или дружбы. Человеку важно ощущать поддержку единомышленников в случае ссор или конфликтов. Взаимопонимание – главный помощник на пути к успехам.

В семейных отношениях взаимопонимание позволяет легко проходить совместные трудности, сохраняя семейный уют и спокойную обстановку. Если в начале отношений взаимопонимание зарождается само, то в процессе семейной жизни его поддерживают все члены семьи.

Взаимопонимание и дружба – это неразделимые понятия Умение прощать, терпение и поддержка – основные параметры дружеских отношений и взаимопонимания.

Причины отсутствия взаимопонимания

Проблема взаимопонимания может присутствовать в отношениях любого типа. Если взаимопонимание исчезает, то отношения разваливаются. Собрать их по крупицам поможет поиск причин происходящего.

Установление причины утраты взаимопонимания:

  • Эгоизм и зацикленность на собственных интересах.
  • Пренебрежение мнением партнера.
  • Неправильное понимание слов, поступков партнера.
  • Стремление навязать мнение партнеру, необоснованное вступление в споры.
  • Неумение находить компромисс, быть гибким и избегать конфликтов.
  • Неумение слушать и слышать.
  • Большая разница в уровне образования/воспитании/интеллектуального развития, когда найти «общий язык» с годами становится труднее.

Установить взаимопонимание поможет внимательное отношение к партнеру. Н ждите быстрых результатов – зацикленность на проблеме взаимопонимания в отношениях может усугубить сложившуюся ситуацию.

Для легкого пути к согласию есть несколько советов, как достичь взаимопонимания:

  • Чаще говорите обо всем . Делитесь мыслями, рассказывайте новости, обсуждайте книги и фильмы. Беседуйте откровеннее.
  • Найдите общие дела . Если живете вместе – займитесь домашними делами, если коллеги – обедайте вместе, если друзья – сходите по магазинам, отдохните в баре.
  • Оказывайте внимание . Доброжелательные взгляды, улыбки, легкие прикосновения окажут положительное влияние.
  • Держите в голове приятные моменты совместного времяпрепровождения, вспоминайте, за что так привлекает вас этот человек.
  • Забывайте и не держите обиды , прощайте и не думайте о плохом, что есть в партнере
  • Акцентируйте внимание на желаниях партнера . Делайте маленькие подарки: угостите мороженым, сходите на фильм.
  • Придумайте традиции . С семьей можно выезжать по воскресеньям на пикник, с друзьями – обмениваться книгами раз в месяц, с коллегами – устраивать «чайную церемонию». Любые привычки или традиции, если следовать на протяжении долгого времени сближают.
  • Уступайте друг другу . Позвольте сделать выбор партнеру, доверившись ­­­­- отношения станут душевнее. Начните с выполнения небольших шагов, например, «поддавайтесь» в спорах, ведь умение уступать — основа взаимопонимания.
  • Не открещивайтесь от проблем партнера и просьб о помощи . Поддерживайте в трудную минуту делом, советом, не оставайтесь равнодушными.
  • В случае размолвки не позволяйте себе грубые высказывания в адрес партнера ни в личном общении, ни при обсуждении «за спиной». Будьте тактичны и корректны.
  • При сильных ссорах никогда не открывайте чужим секреты партнера.

Как вернуть взаимопонимание в семье?

Проблема «отцов и детей», а также отсутствие взаимопонимания между супругами формируется долгое время. Предпосылкой может быть кризис в отношениях или зацикленность на себе.

Как вернуть взаимопонимание с мужем?

Чтобы вернуть взаимопонимание между супругами, стоит во время ссор держать себя в руках. Следуйте простым советам и тогда вы посмотрите на свою половинку с хорошей стороны.

  1. Начните вновь беседовать с мужем . Делитесь переживаниями, мнением о прочитанной книге, желаниями или воспоминаниями. Разговоры помогают «открыть» интересного человека и заново влюбиться.
  2. Чтобы было больше тем для обсуждения – начните смотреть одни фильмы , читать книги, поддержите хобби, найдите общие дела вне быта. Пусть это будет новая традиция выходного дня, или новое совместное увлечение (спорт, рисование, конструирование).
  3. Не навязывайте свой «план действий» , дайте мужу больше свободы в поступках и принятии решений.
  4. Не «пилите» за проступки и не упрекайте за неправильные решения. Главная задача – сделать комфортные условия для изменения ситуации в лучшую сторону. Пример: не нойте, что не хватает денег – помогите найти выгодные предложения работы или помогите подняться по карьерной лестнице; не ругайте, что часто встречается с друзьями – найдите интересное занятие для него в кругу семьи и станьте лучшим другом.
  5. Делитесь переживаниями и выслушивайте переживания мужа. Не оставайтесь равнодушными, поддерживайте. Не умалчивайте обиды, мягко сообщая об оплошности, без упреков и ссор.
  6. Разнообразьте свою сексуальную жизнь . Такого рода разрядка с новой страстью внесет много положительных эмоций в скучные будни.

Как вернуть взаимопонимание с детьми?

Проблема потери взаимопонимания в семье стоит между родителем и ребенком. Обрести семейное взаимопонимание можно, найдя с ребенком «общий язык», став близкими по духу товарищами.

Поиск взаимопонимания с ребенком-подростком необходим для его психологического развития, воспитания верных ценностей и этики социального поведения.

Есть советы, которые помогут достигнуть взаимопонимания с детьми любого возраста:

  • Любите и принимайте ребенка таким какой есть . Говорите чаще, пусть ребенок знает, что дорог вам. С хорошими, и с плохими оценками, после проступка и неправильного решения подпитывайте любовь заботой, пониманием и нежностью. Чаще обнимайтесь – это сближает.
  • Не обманывайте и выполняйте обещания . Ребенок должен быть уверен в твердости ваших слов и намерений.
  • Слушайте . Если ребенок делится впечатлениями, говорит с вами - для него это важно. В ответ нужно, чтобы мама или папа высказались, проявили интерес. Обозначьте свое мнение, выскажите переживания. Ведите активный диалог о делах и чувствах ребенка, о том, что окружает, беспокоит или радует.
  • Предоставьте право заниматься тем, что нравится . Не пресекайте цели и стремления в жизни ребенка.
  • Не бегите помогать там, где он может справиться сам, разрешите ошибаться.
  • Открытость в отношениях, доверие . Допускайте, что родители бывают не правы. Они должны признавать ошибки перед ребенком, нести ответственность за вранье. Не скрывайте от ребенка подробности своей жизни: пусть он знает, как и с кем вы работаете, с кем дружите, как отдыхаете, о чем мечтаете, жалеете. Рассказывайте о том, что вас окружало в его возрасте.
  • Совместное решение конфликтов . Не уходите от ссор, не прячьте обиды, и позвольте то же делать ребенку. Конфликты должны быть устранены: обсудите проблему, сообща найдите выход.
  • Проводите вместе больше времени , не отнекивайтесь, ссылаясь на усталость. Проявляйте интерес к увлечениям. С маленьким ребенком нужно больше гулять, выбираться в интересные места.

Игра для детей дошкольного возраста – способ познания окружающей среды: предметами, животными, людьми. Через игры дети учатся творчеству, впитывают и закрепляют поведенческие основы, развивают внимание, учатся соревноваться.

Как сохранить взаимопонимание?

Взаимопонимание сопровождает начало любовных отношений. В этот период молодые люди могут часами разговаривать, делиться переживаниями.

Взаимопонимание парня с девушкой поначалу не требует усилий для поддержания. Но готовясь прожить с человеком долгие годы в доверительных отношениях, требуется прикладывать усилия, чтобы не утратить это чувство.

Для счастливой семейной жизни:

  • Продолжайте узнавать друг друга. Принимайте хорошее и не очень в партнере с любовью, как при знакомстве. Если новые повадки вашей половинки вас не радуют, не пытайтесь переделать его, проявите терпение.
  • Продолжайте удивлять друг друга , делайте подарки, сюрпризы. Многие с годами забывают радовать своих близких. Приятные мелочи совместной жизни разряжают бытовую обстановку.
  • Не давайте себе и своему партнеру пресытиться интимной жизнью . Взаимопонимание в сексе – важная составляющая счастливых отношений.

Сохраняйте добрые и открытые отношения с приятелями, привычным кругом общения.

Чтобы не утратить взаимопонимание с друзьями, нужно:

  • «не забывать» их . Не откладывайте на длительный срок встречи, совместные походы в кино и рестораны, на спортивные мероприятия.
  • Не отказывайте в оказании помощи . Пусть это будет поддержка словами, необходимость выслушать или уделить чуть большее время.

Огромную часть времени люди проводят в рабочей обстановке, в окружении коллег и начальства. Наладить взаимопонимание в коллективе нужно для сохранения комфортной обстановки и улучшения работоспособности.

Взаимопонимание между сотрудниками установить и сохранить можно.

Соблюдайте советы:

  • Избегайте конфликтов, ссор, сплетен . Не позволяйте впутывать в интриги, «разделения» коллектива и склоки. Зарекомендуйте себя как человека адекватного, спокойного, миролюбивого.
  • Не отказывайте в помощи коллегам , но не позволяйте им «наседать» и злоупотреблять поддержкой.
  • Относитесь ко всем одинаково дружелюбно , научитесь располагать к себе людей.

Взаимопонимание делает людей честнее, отношения добрее, а жизнь спокойнее. Уметь завоевывать и сохранять его – труд, необходимый для достижения счастья и благополучия, психологического и эмоционального комфорта.

Для эффективной совместной деятельности одного познания и понимания человека человеком недостаточно. Нужно нечто такое, что обеспечивало бы психологическое единство их взаимодействия. Взаимопонимание как раз и выступает таким фактором. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать специальные условия. Вот важнейшие из них.

Сущность взаимопонимания. Наличие множества подходов к осмыслению феномена взаимопонимания объясняется его сложностью и многогранностью, что позволяет одновременно рассматривать его и как процесс, и как результат, и как состояние. Обобщая имеющиеся точки зрения, можно прийти к выводу о том, что взаимопонимание следует считать социально-психологическим феноменом, сущность которого проявляется в:

  1. согласовании людьми индивидуального осмысления предмета общения;
  2. взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых наблюдается близость или схожесть (полная или частичная) когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов совместной деятельности.

Взаимопонимание людей вместе с тем является таким уровнем их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют по достижению единой цели.

Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод - взаимопротиводействие, с появлением которого возникает недопонимание, а потом и непонимание человека человеком.

Источниками (причинами) недопонимания могут быть:

  • отсутствие или искажение восприятия людьми друг друга;
  • различия в структуре подачи и восприятия речевых и иных сигналов;
  • дефицит времени для умственной переработки получаемых и выдаваемых сведений;
  • умышленное или случайное искажение передаваемой информации;
  • отсутствие возможности исправить ошибку или уточнить данные;
  • отсутствие единого понятийного аппарата для оценки личностных качеств партнера, контекста его речи и поведения;
  • нарушение правил взаимодействия в процессе выполнения конкретной задачи;
  • потеря или перенос на другую цель совместных действий и др.

Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать специальные условия. Вот важнейшие из них.

1. Понимание речи взаимодействующей личности. Оно начинается с восприятия и осмыслении отдельных слов , которые являются лексическими единицами речи. Точнее говоря, даже не со слов, а с фонем, из линейной последовательности которых разворачивается речевое сообщение. Под фонемой обычно понимается кратчайшая смыслоразличительная (фонологическая) единица языка. Она должна быть воспринята партнером. Восприятие, а значит и понимание, произойдет, если у человека уже имеется система психологических признаков, по которым воспринимаются и запоминаются фонемы.

Декодирование фонем позволяет раскрыть смысл всей системы слов, которая выражает определенную мысль. После того как будут поняты отдельные предложения, начинается проникновение в смысл сообщения в целом. «Для понимания целого сообщения, - писал А. Р. Лурия, - воспринимающий должен соотнести предложения друг с другом, выбрать те из них, которые имеют ключевое, ведущее значение, и сформулировать общую мысль высказывания, а иногда и расшифровать тот мотив высказывания, который составляет его подтекст». Знание подтекста речи является необходимым условием «глубинного прочтения» мыслей. Его извлекают из содержания разговора, из той общей среды, в которую вкраплены воспринимаемые явления.

В контекст взаимодействия двух индивидов, как правило, входят они сами как самостоятельные личности и ситуация их деятельности (поведения). Декодирование сигналов от этих составляющих контекста как раз и создаст условия для достижения взаимопонимания между людьми.

2. Осознание проявляющихся качеств взаимодействующей личности . Люди различаются по убеждениям, потребностям, интересам, идеалам, чувствам, чертам характера, способностям и т. д. Эти и другие качества партнеру часто приходится оценивать, непосредственно наблюдая за человеком , который вступил во взаимодействие с ним. Сделать это можно лишь путем изучения действий, поступков, в целом его деятельности.

В действиях и деятельности личность проявляет себя, то есть раскрывает для других свои качества. Оценка качеств позволяет судить о мотивах и целях человека . Последние дают возможность сделать вывод о том, на что идет партнер: на содействие или противодействие . Такое заключение необходимо для установления взаимопонимания между людьми.

3. Выявление влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером . Под такой ситуацией понимаются объективно складывающиеся обстоятельства и обстановка, которые благоприятствуют или препятствуют взаимодействию индивидов. Обстановка складывается из предметов, вещей, средств и орудий, которыми пользуются взаимодействующие личности и в окружении которых они находятся. Количество и качество элементов обстановки , их размещение в пространстве и изменение во времени создают конкретные обстоятельства взаимодействия.

Последние нередко побуждают людей изменять свое поведение, иногда даже таким образом, что его психологическое содержание теряется за внешней стороной поступков. С. Л. Рубинштейн писал об этом так: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, то есть расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими у нас вырабатывается определенный более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению». Подтекст извлекается из личностных качеств индивида и ситуации его взаимодействия с партнером. При этом общающиеся люди действуют тем успешнее, чем более они подготовлены в социально-психологическом отношении.

4. Выработка соглашения и практическое его выполнение по установленным правилам . Официальное заявление взаимодействующих лиц о согласии понимать и действовать по определенным правилам ко многому обязывает. Они вынуждены выполнять взятые на себя обязательства, ибо расхождение слов с делами свидетельствует о нарушении взаимопонимания, а этого нельзя скрыть.

Соблюдение правил на практике , в жизни является критерием достигнутого взаимопонимания. Оно будет тем выше, чем более приемлемы для совместной деятельности разработанные договоренности. Они не должны сковывать партнеров. Для этого их необходимо периодически исправлять, то есть согласовывать свои действия . Лучше всего это делать в ситуации равноправного положения индивидов.

Таковы наиболее общие условия достижения взаимопонимания между людьми. Оно возникает на основе и в ходе их взаимодействия. Последнее есть первопричина социально-психологических явлений. Взаимопонимание - одно из них. Его необходимо изучать, осмысливать и использовать для повышения эффективности совместной деятельности людей.